Почему врачи сами не создают инновационные стартапы в сфере цифровой медицины
Пришло время рассказать, почему мы ориентируем наш материал по стартапам в сфере цифровой медицины в первую очередь на НЕврачебную аудиторию.
Это связано с тем, что нам часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда основателями стартапов в сфере цифровой медицины являются выходцы из техносектора или из рядов серийных предпринимателей. Врачам в командах предлагается роль приглашенных экспертов. Не исключением становятся стартапы из-за рубежа. В России несколько иная ситуация, но в целом эта тенденция общая и для нашей страны.
Давайте попробуем разобраться в причинах, почему врачи сами не создают инновационные стартапы.
Мы видим следующие причины этому:
- Длительный период обучения, в течение которого формируется зрелый высококвалифицированный врач. Он состоит из двух больших этапов: а) обучение и б) практика. И чтобы стать зрелым хорошим врачом требуется очень много времени: 6 лет – ВУЗ, 2 года – ординатура, 5-7 лет практики. То есть надо до 15 лет, чтобы стать грамотным и профессиональным врачом. Именно таких (хороших) врачей мы представляем себе во главе инновационных проектов в медицине, а не неудачников, которые бросили медицинский университет или врачебную практику на самом первом этапе, возможно, просто разочаровавшись во врачебной специальности, или не найдя силы нести тяжелую врачебную ношу.
- Высокие заработные платы. Коллеги из России, не смейтесь надо мной. Это касается, в первую очередь, врачей из развитых капиталистических стран. Поэтому в самом начале сюжета я сделал акцент на том, что врачи из-за рубежа реже создают стартапы в области цифровой медицины. Хотя и в России в последнее время наметилась тенденция к росту заработной платы в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Зато у российских врачей есть дополнительный стимул оставаться на своем врачебном посту и не уходить из медицины – и это следующая причина, почему врачи сами не создают стартапы.
- Высокая мотивация со стороны «благодарных» пациентов. В России и на постсоветском пространстве – это очень значимый фактор. Не буду на нем останавливаться, тут и так все более-менее понятно.
- Кастовость – формирование закрытых групп среди врачей со своим кругом общения, своей понятийной базой и специфическими интересами. Врачи не только дружат и общаются друг с другом, но и чаще, чем другие специалисты создают профессиональные (врачебные) семьи и целые династии. В связи с этим имеется низкая «опыляемость» идеями.
- Негласное плохое отношение к врачам, которые не практикуют, не оперируют. Уход в стартап – коллегами порой оценивается как некое предательство своих коллег и даже целой медицины. Что-то вроде бегства с арены в разгар решительного боя.
- Предвзятое отношение врачей к бизнесу. Это парадокс. Врачи, получая деньги от «благодарных» пациентов, часто считают, что бизнес в медицине – это неэтично, это плохо.
Научный редактор портала EverCare.ru, к.м.н., врач-уролог – Шадёркин Игорь Аркадьевич