Почему у врача не стоит спрашивать решение типовой проблемы

06 Apr 2020
111
Прослушать

Мне приходится работать и общаться с командами и отдельными специалистами, которые пытаются создавать инновационные решения в сфере цифрой медицины. В такой среде, где нет экспертов из медицинской среды иногда бытует мнение, что, пообщавшись хорошенько с практикующим врачом, можно от него получить рекомендации или даже целые готовые рецепты для создания стартапа. Но в подавляющем большинстве случаев это не так.

Почему порой у практикующего врача не стоит спрашивать решение типовой проблемы? Тем более с помощью цифровых инструментов.

В подавляющем большинстве случаев, если задать такой вопрос врачу, который каждый день проводит в кабинете, принимая своих пациентов, работает в стационаре, дежурит или стоит у операционного стола, то он даст ответ в рамках своих знаний, инструментов и решений, уже имеющихся на рынке. Или скажет, что решения проблемы сейчас нет. Это будет не тот ответ, который от него ждут предприниматели и разработчики.

Почему у врача не стоит спрашивать решение типовой проблемы
Почему у врача не стоит спрашивать решение типовой проблемы
Почему у врача не стоит спрашивать решение типовой проблемы
Почему у врача не стоит спрашивать решение типовой проблемы
Почему у врача не стоит спрашивать решение типовой проблемы

В большинстве случаев практикующий врач не сможет посмотреть на проблему с другой стороны. К большому сожалению, в современной медицине врач – ремесленник. Он привык использовать в своей рутинной клинической практике уже имеющиеся решения с доказанной эффективностью и, в большей мере, те решения, за которым стоит активный маркетинг и продвижение коммерческих компаний, владельцев этих решений. Такое продвижение искажает профессиональное поле зрения врача, заставляет его мыслить шаблонными категориями укрупненных, порой даже искусственно созданных клинических случаев, где есть четкое место конкретным продуктам.

Имеющиеся клинические практики, клинические рекомендации, поведение коллег в той или иной ситуации также заставляют врача, в том числе, и на законодательном уровне, оставаться внутри очерченного круга знаний и компетенций.

Нельзя сказать, что это плохо. Такой подход обоснован тем, что врач работает с очень сложным и дорогим «продуктом» (если вообще так можно сказать) – это здоровье и жизнь человека. Поэтому тут не место «непроверенным» методам, не место «творческому» подходу к пациенту. А значит и нет места поиску новых решений.

В связи с этим врач смотрит на проблему изнутри этого очерченного круга. А для решения проблемы порой нужно смотреть на нее снаружи отрасли.

Как правило, изнутри проблемы хорошо видны, но плохо решаемы.

Совет молодым предпринимателям и разработчикам решений для цифровой медицины:

  • Не ждите от классного практикующего врача ответа на вопрос как решить проблему. Он просто не знает ответа на этот вопрос.
  • Задавайте правильные вопросы врачу – спросите его о существующих у него и его пациентов проблемах.
  • Лишь в редких случаях врач знает, как решить проблему. Найти такого врача – большое везение. Но, в целом, это иногда удается. С этой целью надо общаться с большим кругом разных врачей одной специальности.
  • Лучшие консультанты со стороны медицинского сообщества – это врачи, которые занимаются наукой. Они по характеру своей деятельности привыкли мыслить не шаблонно, искать новые знания в отрасли и новые решения существующих проблем.

Научный редактор портала EverCare.ru, к.м.н., врач-уролог – Шадёркин Игорь Аркадьевич