Персонализированная медицина в онкологии. Возможности современного сервиса. Интервью с Максимом Ивановым
Представляем вашему вниманию интервью с руководителем отдела исследований и биоинформатики компании «ОнкоАтлас», кандидатом биологических наук Максимом Ивановым.
- Здравствуйте, Максим! Вы представляете крайне перспективное решение для онкологии. На ваш взгляд, как оно могло бы поменять привычные, исторически сложившиеся рутинные процессы, в которые сегодня вовлечены врачи и медицинские учреждения в соответствии с существующими стандартами и рекомендациями?
- Мы делаем комплексную платформу, которая состоит из двух частей: по сути, это медицинская информационная система и лабораторная информационная система. Если мы говорим про врачей, то специалистам эта платформа может помочь на этапе направления пациента на исследование: подсказать, куда именно его направить, сориентировать в широком ряде возможностей лабораторной диагностики и, разумеется, сократить время работы с интерфейсом. Дело в том, что решения, которые сейчас есть на рынке для молекулярно-генетической диагностики, требуют от врача заполнения значительного количества информации о пациенте, загрузки многочисленных документов, сканов, файлов pdf, информационных согласий и т. д. Мы же позволяем полностью избежать всех этих процедур, которые врачу мешают и вместо того, чтобы спокойно пользоваться интерфейсом, заставляют звонить в нужную организацию и говорить: «Можем ли направить пациента в обход информационных систем?».
- Только ли это сокращение усилий и времени или речь также идёт о возможности избежать определённых ошибок, бюрократических несостыковок, недостатка документов? Не секрет, что эти, часто «выпадающие» фрагменты, могут быть существенно важны для постановки верного диагноза.
- Да, в том числе за счёт того, что всяческую бумажную волокиту и её дополнительную проверку мы берём на свои плечи. Не то чтобы мы отвечаем за каждого отдельного пациента, но, по крайней мере, внимательно проверяем комплектность документов перед тем, как перенаправлять пациента в лабораторию.
- Что ещё можно изменить в этой рутинной практике с помощью сервиса?
- Сервис меняет акцент современной отечественной онкологии в сторону консультационных исследований и персонализированной онкологии. Он открывает много возможностей для тех, кто проводит клинические исследования – это и фармкомпании, и отдельные научно-исследовательские группы – для того, чтобы упрощать поток информации внутри клинических исследований, упрощать взаимодействие между главным primary investigator и отдельными врачами, между пациентами. Сервис позволяет отслеживать, чтобы в системе была максимально полная информация, и не было никаких пропусков.
- Хорошо, спасибо. Если же смотреть на всю эту конструкцию с точки зрения пациента, какую ценность несёт использование вашего сервиса для среднестатистического жителя России?
- В первую очередь, будет выше гарантия того, что пациент получит нужное ему исследование. Без подобных цифровых технических решений врачи зачастую даже не знают о том, что у них есть возможность направить на определённое клиническое исследование либо в какую-то бесплатную для пациента программу по тестированию. В итоге, пациенты просто не получают нужное исследование.
- Получается, врачи могут просто не обладать такой информацией?
- Медицинская информационная система и лабораторная информационная система – это ещё и своего рода агрегатор научно-исследовательских групп, которые могут туда добавлять информацию о готовности бесплатно для пациента предоставить то или иное тестирование в рамках клинического исследования. Если окажется положительный результат, то пациент будет включён в клиническое исследование, если отрицательный – получается, он просто получит бесплатную медицинскую помощь со всеми соответствующими отчётами на руках. По сути, это расширение возможностей для своевременного назначения нужной пациенту терапии.