Павел Пугачев сообщил о запуске новых сервисов для врачей и пациентов в 2021 году
Министерство здравоохранения РФ продолжит в 2021 году работу над внедрением в медицинскую практику новых сервисов, созданных на базе искусственного интеллекта. Они станут верными помощниками врачам в принятии врачебных решений. Об этом сообщил Павел Пугачев, заместитель министра здравоохранения России.
Он уверен, что искусственный интеллект будет востребован для предварительного диагностирования, поиску оптимальной методики лечения, нужных препаратов. Такие подсказки машина выдает врачу, и они бывают точными и оперативными.
Нейросеть проведет анализ всей загруженной в нее медицинской информации, выберет нужную по аналогии с конкретным случаем заболевания у конкретного пациента и выдаст врачу свое «третье мнение». Машина расскажет, как лечили это заболевание, какая методика и какие препараты оказались самыми эффективными.
Искусственный интеллект придет на помощь и пациентам. Каждый житель России, зарегистрированный на портале Госуслуг, сможет к ним подключиться на этом сайте в личном кабинете в рамках суперсервиса «Мое здоровье». Предполагается, что здесь будет аккумулироваться вся электронная медицинская документация для каждого пользователя: его цифровая медкарта, в который сохраняются результаты врачебных приемов, исследований и анализов.
Каждый человек может по своему желанию распоряжаться этими документами. Именно пациент имеет право открывать доступ к своим документам тем врачам, которых он выбрал. Это могут быть как специалисты государственных медицинских центров, так и врачи частных клиник.
Минздрав поддерживает создание и функционирование полезных и, главное, легальных платформ, предназначенных для врачей и пациентов.
Главным условием их работы является регистрация и подключение к единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ) и порталу госуслуг (ЕСИА). Сегодня во многих регионах России активно предоставляются телемедицинские консультации. В основном, работают врачи-терапевты и педиатры. На следующий год планируется, что тематика консультаций и специализация врачей, оказывающих телемедицинские услуги, будет расширена.
Компания VEB Ventures, ссылаясь на исследование своей портфельной компании «Доктор Рядом Холдинг», проиллюстрировала сообщение заместителя министра некоторыми статистическими итогами работы цифровой медицины в России.
Лидером дистанционных консультаций стала Москва. За год в столице было проведено 25% от всего объема телемедицинских консультаций в стране. Лучше всех развивалась телемедицина в следующих регионах:
- Ивановская область;
- Санкт-Петербург;
- Республика Башкортостан;
- Республика Татарстан;
- Краснодарский край;
- Свердловская область.
Компания исследовала и тематику обращений. Самыми актуальными запросами стали следующие:
- Диагностика, профилактика или лечение коронавируса.
- Боль в животе, головная боль, боль в спине и суставах.
- Нарушения сна.
- Быстрая утомляемость.
- Аллергические реакции.
- Покраснение глаз
- Высокое давление.
- Травмы, раны и ожоги.
Жители России нуждались в дистанционной помощи следующих врачей:
- Общей практики. К терапевтам 43% телепациентов, а к педиатрам 16%.
- Гинекологи – 8% обращений.
- Неврологи, дерматологи – по 6% обращений.
- Гастроэнтерологи – 4,5%.
- ЛОР – 4,3%.
- Эндокринологи – 2,7%.
- Урологи – 2,4%.
- Кардиологи – 1,6%.
- Психологи – 1,1%.
- Онлайн-хирурги – 1% обращений.
В ходе исследования изучались различные характеристики пациентов:
- возраст;
- пол;
- место жительства;
- наличие детей.
Активные заказчики телемедицинских услуг имеют следующие особенности:
- Возраст 25-40 лет.
- 70% – женщины.
Вероника Фидлер, старший управляющий директора VEB Ventures, уверена, что цифровая медицина будет развиваться и дальше, хотя процесс ее внедрения не будет коротким и беспроблемным. Новые технологии меняют сознание врачей и пациентов о методах медицинских услуг, а к новому всегда привыкать непросто.
Денис Швецов, генеральный директор «МК Доктор Рядом», обращает особое внимание на то, что телемедицина повышает уровень ответственности пациентов за свое здоровье. Люди вносят информацию о своем самочувствии в цифровые базы данных, отслеживают изменения и оперативно предпринимают меры для улучшения показателей здоровья, занимаются профилактикой и переходят на здоровый образ жизни. Он зафиксировал такую особенность поведения телемедицинских пациентов, как внимание к мелким деталям и небольшим ухудшениям здоровья. Если раньше пациент с небольшой проблемой не собрался бы идти в поликлинику за талоном к врачу и не стал бы сидеть в очереди на прием, то благодаря телемедицинским услугам теперь пациенты не делят свои проблемы со здоровьем на важные и неважные.
С помощью дистанционного общения с врачами люди выясняют даже незначительные вопросы, на их взгляд, касающиеся их здоровья. Это важно для ранней диагностики многих тяжелых заболеваний, которые на начальных этапах проявляются неярко. Как известно, чем раньше выявлен диагноз, тем успешнее будет лечение. И в этом телемедицина стала неоценимым помощником системе здравоохранения России.
Источник: «Российская газета»