Опыт использования инструментов цифровой медицины для борьбы с COVID-19
Для борьбы с новой коронавирусной инфекцией в настоящий момент официально рекомендованы ношение масок и вакцинация. Возможности цифровых организационно-технических систем либо не используются совсем, либо применяются не по назначению (QR-коды, принуждение и ограничение вместо защиты, телемедицина, интерпретируемая как «телефонная медицина»).
В условиях пандемии перед медицинскими работниками появилось множество проблем, для эффективного решения которых используется цифровая платформа «История здоровья». Она дополняет функционал действующих медицинских информационных систем, отвечает на запросы цифровой трансформации первичного звена здравоохранения, реинжиниринга процессов сбора и оцифровки первичных медицинских данных, развития цифровой̆ коммуникации «врач-пациент», удаленного документированного управления диагностикой̆ и лечением амбулаторных пациентов посредством телемедицинских технологий.
«История здоровья» состоит из бесплатного мобильного приложения для пациентов, облачной базы данных и специализированных web-приложений для врачей.
В рамках цифровой платформы «История здоровья» были разработаны приложения, образующие комплексное организационно-техническое решение для выявления заболевших («Риск коронавируса»), защиты коллектива от заражения («Ковид-безопасность»), удаленного наблюдения и управления лечением («COVID-мониторинг»), контроля вакцинации («COVID-вакцинация»), реабилитации после заболевания («COVID-реабилитация») и наблюдения за беременными («COVID-беременность»). Каждое из приложений содержит медицинские опросники, позволяющие пациентам собирать данные о состоянии своего здоровья в формализованном виде. Эта информация доставляется лечащему врачу, который получает возможность в оперативном режиме анализировать медицинские данные в статике и динамике, коммуницирует с пациентом, управляя диагностикой, лечением и маршрутизацией.
В период пандемии цифровая платформа «История здоровья» показала себя как эффективный инструмент коммуникации, удаленного мониторинга амбулаторных COVID-пациентов и средство контроля доступа сотрудников на территорию предприятия для обеспечения корпоративной̆ безопасности.
По опыту работы в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции отчетливо проявилась необходимость регулярного применения телемедицинского взаимодействия «врач-пациент» для амбулаторной помощи на постоянной основе, широкого использования возможностей удаленного мониторинга средствами цифровой платформы «История здоровья», доступной для населения возможности коммуникации с медицинскими кураторами для контроля состояния и своевременной экстренной, неотложной или плановой помощи.
Несмотря на эффективность этих инструментов, по мнению инициатора разработки, профессора кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения Башкирского государственного медицинского университета Айрата Ханова, в ближайшие годы большие ожидания цифровой трансформации медицинской отрасли России могут быть неоправданными. Практически монопольные операторы и кураторы IT-систем цифрового здравоохранения (по факту, бухгалтерских программ учета оказанных медицинских услуг) не заинтересованы в развитии инструментов цифровой медицины, направленных на коммуникацию и помощь основным участникам медицинского процесса - пациенту и врачу, страждущему и целителю. Рынок подобных систем, не успев еще сформироваться, жестко ограничивается.