«Наш Пирогов» нас снова учит!
«Наш Пирогов» нас снова учит!
Как известно не только врачам, Николай Иванович Пирогов был не просто знаменитым русским хирургом, учёным-анатомом, естествоиспытателем, основоположником русской военно-полевой хирургии, основателем русской школы анестезии, педагогом, профессором, но и создателем первого атласа топографической анатомии. Поэтому создание суперсовременного интерактивного инструмента по обучению анатомии студентов-медиков под названием «Наш Пирогов» — логичная дань памяти нашему великому соотечественнику.
Этот интерактивный обучающий программный продукт является одним из родоначальников нового поколения медицинского учебного оборудования. Виртуальный анатомический стол позволяет четко выстраивать логику обучения студентов и врачей по циклу естественно-научных дисциплин: топографическая анатомия, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза, хирургия, офтальмология, стоматология, отоларингология и другие.
Этот программный продукт как цифровой учитель последовательно представляет будущим врачам в рамках полного цикла обучения от визуального знакомства с анатомическим материалом и получения текстовой информации до проверки качества полученных знаний и автоматической обработки результатов.
Беседу с директором по развитию компании «АйТи-трейдер-софт» Вадимом Гвоздковым мы начали с вопроса о базовых принципах программного комплекса.
- Интерактивный анатомический стол «Пирогов» является симуляционной системой визуализации анатомии тела человека и рекомендуется для преподавания анатомических дисциплин при подготовке студентов медицинских специальностей.
Это обучающий программно-аппаратный комплекс, включающий в себя интерактивный сенсорный стол «Пирогов» с установленным программным обеспечением «Анатомический атлас» и лицензии для установки «Анатомического атласа» на персональные компьютеры ВУЗа.
Изучение анатомических дисциплин и работа студентов может быть организована преподавателем как непосредственно с использованием сенсорного стола, так и в отдельном компьютерном классе ВУЗа с установленными программными лицензиями «Анатомический атлас «Пирогов»». Использование обучающего комплекса позволяет сочетать индивидуальные и групповые формы учебного процесса, соотносить учебный материал с будущей профессиональной деятельностью, моделировать анатомические сцены.
Интерактивный анатомический атлас - разработка российских врачей – преподавателей Самарского государственного медицинского университета. Все системы, слои и органы человеческого организма представлены в виде трехмерных моделей мужского и женского тел.
В основе разработки - лежат анатомические атласы Синельникова Р. Д., Колесникова Л. Л., Большакова О. П. с учетом российской системы подготовки будущих медицинских работников. Все наименования анатомических объектов соответствуют международной анатомической номенклатуре FIPAT.
Как возникла идея создания проекта «Наш Пирогов»? Кто инициатор проекта?
- Современное интерактивное оборудование в процессе обучения повышает качество усвоения учебного материала, помогает студентам быстрее и нагляднее изучить анатомию человека «изнутри», а преподавателю использовать передовые технологии как эффективный методический инструмент в учебном процессе, в том числе для контроля и проверки знаний.
Уникальный на данный момент аппаратно-программный комплекс включает:
- технологии 3D-моделирования анатомических объектов;
- сенсорное управление 3D-анатомией и мультимедийная передача учебной информации.
- реалистичное воспроизведение действий анатома, оперативного хирурга и паталогоанатома: диссекцию виртуальных анатомических слоев и объектов с целью изучения анатомического строения человеческого тела, здоровых и патологических состояний органов;проведение дифференциальной диагностики части объектов в целях точной постановки диагноза; микроскопирование анатомических объектов, с целью изучения гистологической структуры.
Кто придумал такое теплое и душевное название?
- Идея создания интерактивного оборудования «Пирогов» возникла у команды медиков-преподавателей Самарского государственного медицинского университета. Поддержали, развили и совместно реализовали этот продукт специалисты нашей компании.
Название стола родилось внутри команды. Николай Иванович Пирогов - основатель анатомического атласа в России
Есть ли аналогичные программные продукты в России и в мире?
- Большая часть аналогичных продуктов подходит лишь для самостоятельного изучения анатомии по отдельным темам, которые сложно использовать в процессе преподавания. В основном это тематические материалы для мобильного приложения. Анатомический атлас в составе стола «Пирогов» не имеет аналогов среди специализированного прикладного программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
Зарубежный аналог существует, но программа не адаптирована к российской системе преподавания, не имеет такого широкого функционала как наш «Пирогов» - в частности отсутствует возможность самому преподавателю создавать тесты для проверки знаний, нет возможности работать с программным продуктом помимо стола на персональных компьютерах, как в нашем случае. Цена зарубежных аналогов нашего стола на порядок выше.
Где и как вы собрали такой огромный массив информации?
- От возникновения идеи до стадии готового успешного продукта ушло порядка 6 лет. Готовых решений с таким уровнем детализации анатомических объектов и соответствующих международной номенклатуре не было. Мы создавали анатомический атлас с «нуля». Дизайнеры, моделирующие 3D объекты анатомии, работали вместе с анатомами-преподавателями.
Сколько интерактивных режимов обучения поддерживается? По каким научным дисциплинам уже сегодня проходит обучение? Какие специальности будут подключены в ближайшем будущем?
- Программа поддерживает четыре режима «Просмотр», «Сравнение», «Диагностика», «Проверка знаний»
Режим «Просмотр» позволяет в интерактивном ключе работать с 3D моделями человеческого тела. Это дает возможность просматривать модели с любого ракурса, приближать или удалять их, скрывать или возвращать на сцену, делать модели полупрозрачными. Для исследования доступны более 12 систем и подсистем человеческого тела, которые включают рельефную и ориентирную анатомию, скелетотопию, голотопию, топографию артериальной, венозной и нервной систем. Отображаются как системы целиком, так и их отдельные элементы. Анатомические объекты снабжены дополнительной информацией – названием на выбранном языке интерфейса и на латыни, а также текстовым описанием, сопроводительными фото и видео материалами.
Режим «Сравнение» разработан специально для удобного сравнения различных анатомических объектов между собой. Режим предоставляет две независимые рабочие среды, в каждую из которых можно поместить объект для сравнения. Сравнивать можно парные органы (например, левое и правое легкое), один и тот же орган в нормальном и патологическом состоянии (например, здоровую печень и печень, пораженную циррозом), различные патологические состояния одного и того же органа (программа содержит более 100 патологических состояний), а также любые органы между собой.
Режим «Диагностика» позволяет получить представление об основных методах функциональной диагностики. Пользователю предлагается интерактивно изучить диагностическую информацию следующих методов:
УЗИ – в фиксированных позициях датчика для различных органов;
КТ, МРТ – в аксиальных, корональных и сагиттальных проекциях.
Для работы в режиме «Проверка» предусмотрены две основные роли пользователей: Преподаватель и Студент. Преподаватели имеют возможность самостоятельно создавать тесты для Студентов по своим курсам лекций, используя при этом различные типы вопросов: один к одному, один ко многим, единичный и множественный выбор, вопросы с привязкой к 3D модели и т.д. Сформированные тесты назначаются определенным группам Студентов. Прохождение тестов возможно в обучающем или контролирующем режимах. В обучающем режиме правильные ответы демонстрируются сразу. В контролирующем правильные ответы не демонстрируются, а после прохождения теста системой автоматически выставляется оценка. Таким образом, Студенты получают современный инструмент для приобретения и оценки знаний, а Преподаватели - инструмент для контроля успеваемости.
ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО СТОЛА
- Нормальная анатомия
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Основа клинической анатомии
- Паталогическая анатомия
- Терапия в рамках кафедры внутренних болезней
- Мануальные навыки с основами клинической анатомии
Планируется разработка ПО для более узких медицинских дисциплин, но пока преждевременно озвучивать данные направления. В настоящее время идет сбор информации и пожеланий преподавателей медицинских ВУЗов и колледжей, чтобы предложить образовательной системе нужный продукт с широким функционалом
Какой потенциал заложен в проект с точки зрения дальнейшего информационного наполнения? Есть ли какие-то ограничения по возможностям «железа»?
- Ограничений по развитию проекта нет. В настоящее время В базе интерактивного анатомического стола: 4000 3D-объектов, 300 естественных текстур моделей, 12 уровней детализации 3D-модели человека, 100 типовых патологий , 4 Гб пополняемой диагностической информации.
Как велось тестирование проекта? Кто принимал в этом участие?
- Тестирование технической части интерактивного стола и программной части непрерывный процесс, дополняется оценкой реалистичности 3Д объектов, их взаимосвязей. Преподаватели российских и зарубежных медицинских Вузов, которые активно используют наше оборудование в процессе преподавания анатомических дисциплин, дают методические рекомендации и идеи по развитию продукта. Мы постоянно работаем над усовершенствованием наполнения и возможностей анатомического атласа. Это «живой» продукт.
В каких вузах уже обучают студентов с помощью этого замечательного программного продукта? Сколько уже обучилось?
- Более 50 медицинских ВУЗов и колледжей России и зарубежья используют наш интерактивный стол для преподавания дисциплин - анатомия человека, топографическая анатомия и оперативная хирургия, патологическая анатомия.
По словам преподавателей, они активно обучают студентов 1,2, 3 и частично 4х курсов с помощью нашего уникального программного продукта.
Какие отзывы преподавателей других ВУЗов о новом учебном инструменте "Интерактивный анатомический стол «Пирогов»" вы получаете?
По отзывам преподавателей - анатомов ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), г. Москва, Дыдыкина С.С., д.м.н., профессора, зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, Васильева Ю.Л. к.м.н., доцента кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, Богоявленской Т.А. к.м.н., доцента кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии и Кытько О.В. к.м.н., доцента кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова очень значима роль интерактивного анатомического стола «Пирогов» в учебном процессе.
«…Высокие критерии, предъявляемые к оценке качества подготовки врача-специалиста, требуют использования современных технологий в образовании. Благодаря симуляционным техникам, создаются условия моделирования не только отдельного нозологического состояния, но и интеграции обучающегося в условия, приближенные к реальным клиническим… Анатомия человека является одной из фундаментальных дисциплин в системе подготовки врача любого профиля…Предоперационное 3D-моделирование позволяет хирургу подготовиться к операции с учетом знания индивидуальных топографо-анатомических особенностей области предстоящего оперативного вмешательства и выбрать оптимальный объем операций. Поэтому применение предоперационного 3D-моделирования сокращает время вмешательства и вероятность развития послеоперационных осложнений… Одним из методов обучения, основанного на прижизненной визуализации, является использование виртуального анатомического стола».