Многоступенчатая интеграция СППР в медицине: российский опыт

Многоступенчатая интеграция СППР в медицине: российский опыт

17 Dec 2020
240
Прослушать

Спектр применения системы поддержки принятия врачебных решений (СППР) в деятельности государственных и частных медицинских учреждений постоянно расширяется. В соответствии с потребностями врачей меняется ее позиционирование: сегодня это уже не электронный доктор, принимающий решения за настоящего, а электронный ассистент, помогающей организации избежать финансовых, юридических и репутационных рисков. Вместе с тем одноступенчатое внедрение системы и применение ее «как есть» часто оказываются недостаточными. Медучреждениям нужно приложить некоторые усилия, чтобы внедрить СППР в многокомпонентную, изменяющуюся со временем среду с большим количеством различных интеграционных взаимодействий. Как это сделать и какие уже есть наработки – рассказывает директор проектов здравоохранения компании «ТехЛАБ» Михаил Кауфман.

Современная СППР: принятие решений в массиве данных

Система поддержки принятия решений – компонент большого комплекса медицинской информационной инфраструктуры, в которой главную роль играет единая медицинская информационная среда учреждения. Ее головным компонентом, как правило, является медицинская информационная система (МИС). Задача СППР – помочь врачу обосновать решение, которое он примет и зафиксирует в медицинской системе, на основе фактов, известных о пациенте, а также правил и рекомендаций, сформулированных в различных документах. Как правило, когда мы говорим о первоисточниках медицинских научных знаний, то понимаем под ними не только институтские учебники (это базис), но и современные достижения и открытия, сублиматом которых являются англоязычные научные статьи, размещенные в соответствующих архивах в интернете. Однако клинические рекомендации, которыми наших врачей обязует пользоваться Минздрав, – это нормативные, бюрократически выдержанные документы. В них, помимо скомпилированных и обработанных научных знаний, учтены нюансы законодательства и реальные возможности отечественного здравоохранения. Помимо этого, источниками правил для врачей являются нормативные приказы, методические рекомендации страховых компаний – огромный, постоянно пополняющийся свод документации, запомнить все нюансы которого практически невозможно. 

СППР на основании внесенных в нее данных может принять во внимание очень многие аспекты из заложенных в ее базу знаний нормативных документов и клинических рекомендаций и напомнить врачу о необходимости тех или иных действий: о наборе необходимых исследований для подтверждения диагноза, назначения (либо, наоборот, противопоказания) для лекарственных средств и процедур, методах или сроках оценки результата лечения. Подобно светофору, она сигнализирует специалисту: существуют ли у нее некие критически важные поправки к принятому решению или нет. Рекомендации СППР – это данные нормативных документов и методических рекомендаций, относящихся к данному конкретному пациенту, представленные в рафинированном, сжатом виде – в виде готовых, обоснованных идей. 

В то же время мы понимаем, что, если введенной в систему информации недостаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод в том или ином случае, или если необходимая информация не уточнена, СППР будет предлагать самые различные варианты решений. Работа с уточнениями, как и автоматизированный процесс ввода информации в систему, очень важны для выработки корректных рекомендаций, однако здесь есть еще один нюанс. Дело в том, что ни врач, ни пациент, ни база данных конкретного медицинского учреждения не владеют таким объемом информации о пациенте, который может предоставить вся совокупность медицинских организаций города или региона: медицинские записи, результаты анализов и обследований, сделанных в разное время, итоги хирургического лечения – многое из этого может иметь большое значение для принятия правильного врачебного решения. 

Таким образом, если СППР имеет возможность использовать все возможные источники данных, то и ее отклик окажется более релевантным. Основная идея многоступенчатой интеграции, о которой хотелось бы поговорить, заключается в том, что система «знакомится» с пациентом намного раньше, чем тот приходит на прием к определенному доктору: перед этим осуществляется множество различных интеграционных взаимодействий. 

Многоступенчатое внедрение СППР в России: процесс идет

В самом простом случае интеграции исходные данные, внесенные в одну информационную систему, автоматически поступают в несколько других систем. Более сложный случай – интеграция на уровне функций, когда одна система использует функции другой. Именно так ведет себя СППР при одноступенчатом внедрении: медицинская система пользуется ее функциями. 

Когда же мы говорим о многоступенчатости, то имеем в виду интеграцию на уровне единых процессов, когда функции, привнесенные в интегрированную медицинскую среду из разных систем-поставщиков, компонуются. Получение помощи от системы поддержки в этом случае также становится процессом, причем не однозначной цепочкой в строгой последовательности, а вариативной и многоэтапной. К информации о пациенте, собранной на приеме врача, добавляются данные других учреждений, новые источники. В системе появляются новые правила, и при тех же вводных она выдает более объективный ответ. 

Обладая большим опытом разработки и внедрения СППР на уровне как региональных, так и частных клиник и МИС, мы приходим к выводу, что для каждой из этих категорий медучреждений одноступенчатой интеграции оказывается недостаточно. Поэтому мы прорабатываем механизмы широкого внедрения многоступенчатых механизмов интеграции, обновляем API системы. «ТехЛАБ» не только предоставляет программную платформу, но и разрабатывает библиотеки источников для нее, помогает с подготовкой данных к использованию в СППР. 

Однако очевидно, что и медицинским учреждениям необходимо приложить некоторые усилия для того, чтобы СППР работала максимально эффективно. Если международный опыт эксплуатации и поддержки таких систем достаточно богат, то в России пока нет ни накопленного опыта, ни достаточно объемных, полных массивов данных в нужном формате, и, что наиболее важно, – процесс сбора качественных детализированных данных, пригодных для этой цели, не работает в полную силу, он только-только на наших глазах запускается. Поэтому параллельно с внедрением, горизонтальным масштабированием СППР и пополнением источников правил мы заняты инструментальной оснасткой процесса сбора информации и работой с ее качеством – чтобы впоследствии не оказаться «у разбитого корыта» ввиду многочисленных сбоев, несоответствий и неустранимых пробелов в базах данных. К примеру, с помощью специальных инструментов мы анализируем то, насколько полную и качественную информацию предоставляют муниципальные клиники в банк данных регионального оператора здравоохранения. 

Добавлю, что для такой многоступенчатой интеграции СППР ИТ-подразделению медицинского учреждения необходимо сделать несколько больше, чем просто внедрить шлюз для подключения СППР к своей медицинской информационной системе, ведь нужно осуществить двустороннюю интеграцию с большим по объему банком данных пациентов. Это единовременные инвестиции, которые должны окупиться благодаря очевидным преимуществам системы: не только сокращению времени, необходимого врачу для принятия корректного решения, но и снижению финансовых и репутационных издержек, устранению претензий страховых компаний. А для федеральных научных медицинских центров это еще и возможность более быстро и качественно проводить исследования. В целом интеграция нужна, чтобы медицинское учреждение могло выдерживать параметры качества оказания медицинской помощи. 

Стоит заметить, что государство принимает активное участие в цифровой трансформации здравоохранения и медицины. Оно внедряет вертикально-интегрированные медицинские системы, создает инфраструктуру единой интеграционной среды, адаптируя ее к определенным нозологиям – в первую очередь, к задачам онкологии, впоследствии – акушерства и гинекологии, кардиологии и других. ИТ-компании, работающие на этом рынке, находятся на этапе выдвижения идей и их реализации в конкретных, работающих программах. Несомненно, большая часть этих разработок со временем станет предметом ежедневного использования.