Результаты исследования по популярности сервисов телемедицины среди населения
Опрос показал, что только 17% россиян пользовались услугами телемедицины, но 80% готовы протестировать подобные сервисы. Большинство пользователей подобных сервисов – молодежь до 34 лет.
Мнения людей по целям онлайн-обращениям к врачам также разделились: 56% хотели бы получать результаты анализов и диагностики, 53% – экстренную консультацию врача, 52% – плановые и повторные консультации врачей.
Генеральный директор образовательного онлайн-сервиса Pharmedu и сервиса по выбору лекарств «Киоск фармацевта» Татьяна Ходанович считает:
Самое главное для врача – это первичный осмотр и направление на анализы. При соблюдении двух первых пунктов корректировка и назначение лекарств на основании результатов анализа может проходить удаленно. На мой взгляд, повторный прием вскоре станет «атавизмом». К тому же, телемедицина комфортна для разных групп населения. Например, мамам с маленьким ребенком удобнее общаться с педиатром дистанционно. В случае необходимости анализов можно вызвать на дом медсестру и продолжить взаимодействовать с врачом. Если это видимые симптомы, можно отправить фотографию, и диагностика в таком случае проходит удаленно. Как показывает практика, врач может поставить диагноз безошибочно при наличии явных симптомов того или иного заболевания. Однако, каждый случай индивидуален, и пациент вправе проверить диагноз врача на очном обследовании.
При этом 46% опрошенных готовы использовать удаленный формат для постоянного наблюдения врача при хронических заболеваниях. 37% готовы на дистанционное послеоперационное наблюдение.
По форматам взаимодействия 41% респондентов выбрал видеозвонок, 27% – общение по телефону, 22% – в мессенджерах (22%).
При этом Татьяна Ходанович уверена, что в уже сейчас развитие телемедицины проходит с молниеносной скоростью:
Если смотреть на сферу здравоохранения 2000-х годов, то она уже отличается в корне от медицины сегодняшних дней. Последние два года настолько насыщены по технологиям, что нет сомнений в сохранении этой динамики в ближайшее время. Это будет касаться и телемедицины при условии активного содействия государства в этом направлении, четко сформулированной законодательной базы и высокого качества подобных услуг в цифровом пространстве. Хотя телемедицина была закреплена законодательством еще в 2018 году, но она еще не достигла максимума в своем развитии. Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии детальной проработки спорных моментов, отсутствии единых стандартов оказания дистанционных услуг и закрепление на уровне законодательства разрешения постановки диагноза удаленно.