Карету мне: топ-инноваций для службы скорой медицинской помощи
По прогнозу аналитиков Precision Reports, в период с 2021 по 2026 годы рост глобальной урбанизации, продаж медицинских устройств и расходных материалов будут стимулировать расширение рынка скорой медицинской помощи (СМП). По данным Statista, доход от услуг СМП только в США к 2024 году составит примерно 15,3 млрд долларов. Этот рынок так же нуждается в инновационных решениях, как и другие области здравоохранения, и спрос рождает предложение.
“Умная” скорая
Лечение инсультов обходится Национальной службе здравоохранения Великобритании (NHS) в 7 млрд фунтов стерлингов в год: 3 млрд из них идут на лечение в больнице и 4 млрд — на последующую реабилитацию. Сократите время на то и другое, и вы получите большую экономию, говорят в компании Visionable. А сделать это предлагается благодаря ранней точной диагностике и быстрому началу лечения.
По словам представителя компании, лечить инсульт непросто. Парамедик для этого должен знать, какой это тип инсульта — ишемический или геморрагический. Лечение одного типа убивает пациентов другого. И тут фельдшеру не помешает помощь квалифицированного врача.
В рамках пилотного проекта, который проводился на востоке Англии, парамедики в машине скорой помощи связывались по видеосвязи со специалистами по инсульту, чтобы они помогли им принять более точные решения о лечении непосредственно во время поездки. В другой части исследования, когда пациенты попадали в больницу, изображения с подключенных компьютерных томографов мгновенно передавались специалистам-консультантам, что позволяло оперативнее принимать решения о лечении. В результате количество пациентов, прошедших курс лечения по разрушению тромбов в первые три “золотых” часа, увеличилось с 5% до 41%. Это не только спасло жизни, но и сэкономило деньги NHS East of England в размере около 19 млн фунтов стерлингов.
Недавно компания привлекла 6 млн фунтов стерлингов от частных инвесторов и грант в размере 0,5 млн фунтов стерлингов от агентства Innovate UK для развертывания “умных” машин скорой помощи по всей стране.
На очереди — оснащение автомобилей портативными компьютерными томографами. Сканеры уменьшаются в размерах до такой степени, что это становится возможным. А развитие мобильных сетей 5G позволит передавать огромные объемы данных.
Тестирование 5G службой СМП Великобритании уже ведется. Один из пилотов реализуют компания Ericsson, Университетская больница Бирмингема NHS Foundation Trust (UHB) и Королевский колледж Лондона. Скорость передачи данных достигает более чем 5 Гбит / с.
Камера, установленная в машине скорой, передает кадры высокой четкости удаленному врачу с практически нулевой задержкой. Затем с помощью гарнитуры виртуальной реальности и джойстика доктор может дистанционно “провести” фельдшера через серию процедур, используя технологию тактильных перчаток.
Неинвазивная вентиляция
Американская медицинская транспортная компания Life Link III оснастила свои машины скорой помощи шлемами Sea-Long (производитель: Sea Long Medical Systems LLC), которые создают среду с положительным давлением для пациентов с COVID-19, нуждающихся в кислороде.
Доктор Бхакти Патель, который изучал устройства неинвазивной вентиляции в течение шести лет, сказал, что они являются недорогой и эффективной альтернативой аппаратам ИВЛ.
В 2016 году Патель провел первое исследование, в ходе которого шлем Sea-Long сравнивался с кислородной маской для группы из 83 пациентов интенсивной терапии, страдающих острой респираторной недостаточностью. Исследователи обнаружили, что шлем давал превосходные результаты: пациентам, использующим их, требовалась вентиляция в 18,2% времени по сравнению с 61,5% для масок, и у них был лучший показатель выживаемости за 90 дней. Результаты работы были опубликованы в JAMA.
Испытание было прекращено досрочно, поскольку шлемы оказались более эффективными, чем маски, что привело к меньшему размеру выборки, чем предполагалось изначально. Но Патель считает, что это устройство может коренным образом изменить отделения интенсивной терапии, которые долгое время полагались на традиционные аппараты ИВЛ.
“Если мы уберем аппарат ИВЛ, который идет в комплекте с седативными средствами, возможно, мы могли бы избавить некоторых пациентов от долгосрочных осложнений”, — убежден Патель.
Стоит шлем всего 162 доллара. Life Link III стала первой компанией, обслуживающей СМП, которая приобрела их. Из более чем 30 транспортировок, во время которых на конец ноября прошлого года использовали шлемы с положительным давлением, у всех пациентов улучшилось состояние их жизненно важных функций.
Газовая атака
Еще одна инновация, пришедшая вместе с пандемией нового коронавируса, — передовая система быстрой очистки машин скорой помощи. Ручная очистка транспортных средств может занять 45 минут и потенциально опасна для работников, которые ее выполняют. Ученые из Университета Суонси (Великобритания) разработали новую систему, которая может сократить процедуру до 20 минут.
Система, использующая газы с быстрым выбросом для проникновения во все части автомобиля, была разработана исследователями из инженерного колледжа университета. Химический состав газов уничтожает любые вирусы и бактерии, уверяют разработчики, которые создали ноу-хау после получения гранта в рамках Инициативы по исследованию малого бизнеса Правительства Уэльса.
Предложение команды Университета Суонси было в числе 12 проектов, получивших финансирование для продвижения своего проекта.
Подушки безопасности
Американская Braun Ambulances представила свои инновации в области безопасности для машин скорой помощи на выставке FDIC International 2021.
Система IMPACT Airbag направлена на усиление защиты водителя и пассажиров. Стратегически расположенные подушки безопасности срабатывают в случае бокового удара, вызванного опрокидыванием. Система рассчитывает угол наклона транспортного средства и скорость, с которой оно катится, чтобы определить, когда задействовать ограничители подушек. Последние используются в сочетании с дополнительной амортизирующей подушкой в местах удара головой. Кроме того, клиентам доступны усовершенствованные удерживающие устройства для сидения. Надежно пристегнутый ремень является важным компонентом в обеспечении правильного включения других функций безопасности в машине скорой помощи для защиты пассажиров в случае аварии, указывают в Braun Ambulances.
Коллективная скорая
Во Франции тестируют инновационную систему транспортировки пациентов, нуждающихся в интенсивной терапии, на автобусе — так называемую коллективную скорую помощь.
Когда пандемия COVID-19 поразила Францию в январе 2020 года, быстро выяснилось, что количество доступных коек в отделениях интенсивной терапии не будет соответствовать потребностям, особенно в регионах Гранд-Эст и Иль-де-Франс. Тогда Министерство здравоохранения страны приняло решение переводить пациентов из перегруженных отделений интенсивной терапии в менее переполненные других ЛПУ путем межбольничного перевода в менее пораженных регионах.
Для достижения этой цели была предложена концепция коллективной скорой помощи (CCCA) в виде междугородного автобуса, перепроектированного и оборудованного для размещения до шести пациентов, нуждающихся в интенсивной терапии, и позволяющего использовать методы Advanced Life Support в пути.
Проект был реализован на базе модели Man ™ Lion's Coach, одного из самых больших автобусов, которые используются в настоящее время. На подготовку ушло не более двух дней.
Инжиниринг проекта включал в себя оценку рисков, адаптацию стандартов скорой помощи к автобусу, соблюдение медицинских и технических процедур, обеспечение качества и соблюдение этики. Особое внимание было уделено легкости входа и выхода, а также перемещению в салоне, защите от заражения, обучению персонала.
Оборудование CCCA включало: носилки, портативное медицинское оборудование и оборудование для наблюдения, кислород и источник питания. Проектные работы были сосредоточены на оптимизации внутреннего пространства и разделении “загрязненных” и “чистых” зон.
Две отдельные зоны были разделены вертикальной виниловой пленкой: большая “загрязненная” зона сзади и меньшая “чистая” зона спереди, включая место водителя и зону отдыха. В задней части было снято шесть групп по четыре кресла в каждой, что позволило закрепить шесть стационарных носилок типа Snøgg ™ с помощью удерживающих ремней. Поток кондиционера нельзя было полностью отключить, и он был сведен к минимуму.
Четыре пациента: две женщины и два мужчины, средний возраст 58 лет, находились в стабильном состоянии. Все они страдали острым респираторным дистресс-синдромом, связанным с COVID-19, и в среднем находились в больнице Корбейла в течение 15 дней. Все они находились под постоянным седативным действием и кураризацией, интубированы и искусственно вентилированы.
Пациенты были перевезены на расстояние более 37 км. Среднее время загрузки составило 1 мин 39 с. Время транспортировки 29 мин. В пункте назначения среднее время разгрузки составило 1 мин 15 с. Никаких серьезных побочных эффектов, особенно в отношении гемодинамической нестабильности или нарушения вентиляции, не наблюдалось. Никаких происшествий не произошло.
По сравнению с машиной скорой помощи ALS, в которой находится один единственный пациент, CCCA сократила потребности в ресурсах за счет меньшей численности персонала. При этом и пациенты, и медики получили более комфортные условия. Следующим шагом будет тестирование CCCA на перевозках на дальние расстояния, чтобы оценить аспекты затрат и выгод и общее сокращение задержек при транспортировке.
Этот опыт может быть полезен при других событиях, вызывающих многочисленные жертвы, таких как вооруженный конфликт, террористическая атака или стихийное бедствие, отмечают авторы проекта.
От винта и от розетки
Аналитики агентства MarketReports World рисуют радужные перспективы санитарной авиации. Ожидается, что к 2024 году мировой рынок “винтокрылых скорых” превысит 11 млрд долларов. Он будет развиваться вдвое динамичнее рынка СМП в целом, среднегодовой темп роста составит около 2,95%.
Растущий отток медицинских услуг на душу населения и рост числа прогрессивных больниц и операций по оказанию неотложной помощи являются одними из ключевых факторов развития глобального рынка услуг санитарной авиации.
В России санитарная авиация имеет советские корни. Сегодня оператором госпрограммы выступает Ростех.
Российский “Ансат” – легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. Это первый российский сертифицированный вертолет, который может использоваться для оказания помощи пострадавшим в местности со сложным рельефом, в отдаленных районах с низкой транспортной доступностью.
“Ансат” развивает скорость до 275 км/ч и совершает перелет на расстояния свыше 500 км. По словам специалистов, у него самая просторная грузопассажирская кабина в своем классе. Пациента могут сопровождать двое медиков – врач реаниматолог-анестезиолог и фельдшер, которого в случае необходимости может заменить врач узкой специализации. В кабине имеется аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга и дефибрилляции, аспиратор.
Весьма позитивно выглядит и будущее рынка электрических машин СМП. Национальная служба здравоохранения Великобритании выделила 20 млн фунтов стерлингов на разработку электромобилей для скорой. В октябре 2020 года такой транспорт первой опробовала Служба скорой помощи Уэст-Мидлендса (WMAS). Это разработка компании VCS. Модель E-DCA может развивать максимальную скорость до 120 км в час и преодолевать до 177 км без подзарядки.
А 1 ноября этого года VCS представила на форуме COP26 в Глазго первую машину скорой помощи на водородных топливных элементах. Ее в скором времени получит Лондонская служба СМП.
Корреспондент МВ и ФВ Екатерина Погонцева специально для evercare.ru