Изучите свою медицинскую историю на портале Госуслуг

07 Aug 2020
240
Прослушать

Граждане России будут иметь доступ к своим персональным медицинским документам на портале Госуслуг.

Министерство здравоохранения России разработало нормативы для создания цифровых медицинских документов граждан страны.

Предполагается, что с введением цифрового документооборота каждый житель России может посмотреть на портале Госуслуг все свои персональные медицинские карточки и записи.

Раньше, пациенты, которым нужна была их медицинская информация, звонили в регистратуру ЛПУ, чтобы доступ к информации в толстой бумажной медицинской карте с результатами анализов и историей своих заболеваний на протяжении многих лет. С появлением частной медицины и большого количества клиник, пациенты расширили географию своих визитов в различные медицинские учреждения. И в каждом из них на человека заводится новая отдельная медицинская карта. Доступ к единой информации становится затрудненным, так как она хранится у разных врачей в разных клиниках. Результатом такой сегментации становится то, что пациенты не всегда знают, где найти нужные им сведения, что может быть особенно проблематично в экстренных ситуациях, когда им необходимо быстро получить подробную медицинскую информацию.

Для расширения доступа к медицинской документации организации врачи по всей стране обращаются к электронным решениям, которые предоставляют как пациентам, так и поставщикам услуг более организованное и централизованное место для просмотра и обновления этих важных данных.

Это не может не влиять на эволюцию медицинских карт пациентов. В предыдущие десятилетия информация о пациентах хранилась в толстых сшивных тетрадях с картонными обложками, которые аккуратно укладывались в картотечные шкафы или на стеллажи в регистратуре. Врачам было сложно обмениваться записями с коллегами и обеспечивать доступ к пациентам, а пожары, кражи или другие катастрофы могли уничтожить все следы медицинской карты человека.

Чтобы ответить на эти вызовы, организации здравоохранения начали использовать преимущества разработки технологий для сбережения защищенной информации в Интернете. Цифровые системы хранения, обеспечивающие единый доступ к электронным медицинским документам стал оптимальным решением, предоставляющим удаленный доступ в любое время, как пациентам, так и медикам. Это, безусловно, помогает медицинским учреждениям повысить уровень организации, сократить объем архивной информации и обмениваться ею с коллегами, это также чрезвычайно выгодно для потребителей.

Пока за медучреждениями страны оставлено право добровольности перехода на новую цифровую технологию, но ее обязательное внедрение не оставляет сомнений. Уже разработаны формы документов, правила их подписания, хранения, регистрации в ГИС здравоохранения, условия для доступа к ним.

Преимущество цифрового документохранилища бесспорно – с его созданием отмирают вечно теряющиеся бумажные носители. При копировании цифрового варианта на бумажный носитель программа не даст возможности вносить на бумагу изменения, которых не было в цифре.

Очевидным достоинством предоставления пациентам доступа к собственной медицинской информации через портал госуслуг является то, что они становятся более осведомленными. Сведения, содержащиеся в их записях, дают им возможность играть более активную роль в уходе за собой, независимо от того, помнят ли они о необходимости обновлять рецепты или просматривать результаты анализов. Теперь люди могут принимать обоснованные решения и быть более полноценными партнерами в ходе планирования своего лечения.

Некоторые исследования даже указывают на то, что расширение участия пациентов может изменить состояние их здоровья, повысить их вовлеченность в борьбу с болезнью, сократить количество посещений больниц, улучшить показатели лечения у пациентов с хроническими заболеваниями, а также снизить заболеваемость и смертность.

Можно предположить, что активно участвующие в сохранении своего здоровья люди с большей вероятностью останутся лояльными к своей организации здравоохранения, и это может оказаться ценным для лечебных учреждений.

Существенным является и то, что ведение электронных записей и предоставление пациентам доступа к этим файлам может помочь организациям здравоохранения избежать неточностей. Если пациенты смогут выходить в Интернет и просматривать документацию, им будет проще обнаруживать любые ошибки в их личной информации, такие, как номер социального страхования или адрес, или даже в рецептах и других аспектах их лечения.

Таким образом, решается вопрос честного ведения медицинской документации и в случае судебных споров пациент защищен от исправлений в своей истории болезни, выгодных противоположной стороне конфликта.

Доступ к документам медработников будет открыт в системе ГИС здравоохранения с помощью реестра электронных медицинских документов РЭМД. Пациенты смогут открывать доступ другим медицинским работникам и учреждениям, не подключенным к региональной сети.

Все цифровые медкарты обязаны быть зарегистрированы в РЭМД в течении одного рабочего дня со времени их создания. Когда в карту вносятся исправления, то она создается в новой версии, заверяется электронной подписью и заново регистрируется в РЭМД.

Информационные системы будут обязаны хранить цифровые документы столько же, сколько и бумажные их аналоги. При необходимости восстанавливать утерянные документы и сохранять все условия доступа, которые были предоставлены.

Все записи и карты будут заполняться по установленному формату. Каждый документ должен подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

В документе должно быть указано:

  • Название медучреждения и его адрес.
  • ФИО, пол, дата рождения, местожительства пациента.
  • Текст, дата, должность специалиста.
  • Сведения об электронной подписи.

Электронные подписи должны соответствовать электронным подписям в CMS-формате.

Документ оформляется в формате PDF/A-1 или XML по разметке официального сайта Минздрава.

Подготовила Надежда Данилова