IT приходит в фарму: о чем шла речь на иммерсивном шоу «Acceleration Pharma»

IT приходит в фарму: о чем шла речь на иммерсивном шоу «Acceleration Pharma»

26 Oct 2020
60
Прослушать

Если фармацевтическая отрасль потихоньку не начнет перетекать в IT-индустрию, завтра крупнейшими фармкомпаниями станут Amazon, Google и Netflix. Пандемия коронавируса показала, что, не обладая доступом к данным, не анализируя их, мы не сможем найти ответы на самые простые вопросы. Это влечет серьезные ошибки в борьбе с пандемией. Такое мнение высказал директор бизнес-подразделения иммунологических и противовоспалительных препаратов Pfizer Нидерланды Даниил Блинов в ходе выступления на первом иммерсивном шоу «Acceleration Pharma» 22 октября (организатор «Global Pharma»).

Печальная данность

По словам Даниила Блинова, во время пандемии стало совершенно ясно, что человечество не знает, как протекает новая коронавирусная инфекция, почему одни пациенты переносят ее легко, а другие — крайне тяжело. Сведения весьма разрознены. И это влечет серьезные проблемы, связанные с недостаточным качеством диагностики и лечения заболевания, неэффективностью ограничительных мер и так далее.

Многие из этих проблем можно было бы решить, если бы мы работали с данными более открыто, предметно, прицельно и четко, полагает Блинов. Но для этого необходимо найти ответы на такие вопросы, как «Кому принадлежат данные пациентов? Как быстро игроки рынка договорятся, как работать с этими данными? Насколько сами люди будут открыты к изменениям и будут воспринимать и следовать рекомендациям машин?» 

Данные фармкомпаний находятся в плачевном состоянии, уточнил спикер. Структурированных данных очень мало. И в этом вопросе Западная Европа не далеко ушла вперед по сравнению с Россией, убежден Блинов.

Постковидная реальность

В своей презентации директор бизнес-подразделения иммунологических и противовоспалительных препаратов Pfizer Нидерланды привел данные компании Accenture, согласно которым сегодня 87% медицинских работников хотят общаться с медицинскими представителями либо виртуально, либо в смешанном формате: онлайн + оффлайн. Только 10% желают вернуться к прежним, доковидным форматам общения и взаимодействия.  

Большинство наших клиентов в принципе хотят перейти в виртуальный мир. Им понравилось общение с нами по диджитал каналам. Не все спешат вернуться в нормальную человеческую интеракцию, к face to face.

- прокомментировал Блинов.

По пути к пациенту 

Мы заинтересованы в том, чтобы назначался наш препарат или предлагалась наша услуга, но мы очень редко задумываемся о том, как пациент начинает свой путь. Почему он чувствует боль? Когда он принимает решение, что он обращается либо к Интернету за помощью, либо идет в аптеку, либо к терапевту?  Что является тригером таких решений? И как много времени проходит между одной точкой и другой? К сожалению, мы об этом ничего не знаем и, более того, не знаем, как собирать об этом информацию. Хотя фокус именно в этом. 

- считает Блинов.

Насколько мы можем повлиять на решение пациента в тот или иной момент и насколько можем улучшить его состояние, иной раз даже не прибегая к помощи препаратов? Это логика, следуя которой Pfizer Нидерланды сейчас пытается работать.  

Выключить ручной режим

Большинство фармацевтических компаний сегодня находятся на этапе, когда данные собираются и обрабатываются вручную, и выработка решений происходит так же. Однако число тех, кто использует автоматизированные системы обработки данных, с каждым днем увеличивается. 

Наша цель — попасть в ту самую экосистему, где информация будет обрабатываться онлайн, и она уже будет диктовать нам определенные решения. Мы реализуем наши проекты совместно с крупнейшими медицинскими центрами Нидерландов, включая Эразумусовскую больницу для взрослых в Роттердаме. 

- заявил Даниил Блинов

Здоровье пациента — это не только лекарства, которые он принимает. Но в первую очередь его образ жизни. Поэтому первый проект Pfizer Нидерланды связан с тем, как побудить его собирать эти данные: о занятиях спортом, питании, сне, наконец, препаратах, которые он принимает. 

Мы хотим брать эти данные, обрабатывать их при помощи Machine Learning, совмещать их с электронными пациентскими досье, которые существуют в большинстве больниц Нидерландов, и на основании анализа этой информации предлагать определенные стратегии улучшения качества жизни и состояния пациентов

- пояснил спикер. 

Следующий проект «Цифровые биомаркеры» решает более глубокую задачу. Какую именно информацию о пациенте надо собрать, чтобы помочь специалисту правильно поставить диагноз? Более того — может ли машина сама поставить его вместо специалиста? Речь идет о мобильном устройстве, которое будет считывать состояние человека на основании целого ряда параметров, которые служат индикаторами или биомаркерами для диагностики заболевания.  

Решение, позволяющее определить стоимость лечения пациента и его эффективность, — логическое продолжение первых двух проектов. 

Мы называем эту модель Netflix, потому что мы, общество, платим не за продукт, а за результат использования неких ресурсов. Данный проект мы прорабатываем совместно со страховыми компаниями.

- прокомментировал Блинов.

Наконец, четвертое направление — анализ окупаемости проекта. При помощи Machine Learning фармацевтическая компания надеется получить рекомендации, куда инвестировать деньги. 

Как только те вопросы, о которых я говорил выше, относительно доступа к данным, их качества, законодательного регулирования сферы, будут решены, ситуация может серьезно измениться. Это вопрос не десятилетий, а нескольких лет.

- прогнозирует спикер.

 

Материал подготовила Екатерина Погонцева