Играй на здоровье: геймификация и анимация приходят на помощь маленьким пациентам

Играй на здоровье: геймификация и анимация приходят на помощь маленьким пациентам

10 Sep 2021
65
Прослушать

Как сделать так, чтобы поход к врачу не вызывал у ребенка страха, не травмировал его психику? Как помочь ему справляться с хроническим заболеванием, как объяснить, что происходит в его организме и почему необходимо постоянно принимать лекарства? В помощь родителям и медицинским работникам разработчики создали широкой арсенал инновационных цифровых решений.

Поиграй со мной 

Глюкометр Didget от Bayer, который подключается к игровой платформе Nintendo DS, предназначен для детей в возрасте от 4 до 14 лет. Если они своевременно и последовательно проверяют уровень глюкозы в крови, то получают вознаграждения. По мере накопления баллов им открываются новые игровые уровни и опции. Есть «доски почета» с детьми, набравшими наибольшее количество очков, веб-игры и онлайн-сообщество.

Австрийский стартап mySugr также предлагает свои геймифицированные решения для лечения диабета в увлекательной игровой форме как для детей (приложение mySugr Junior), так и для взрослых. Создатель милого диабетического монстра mySugr уже имеет более миллиона зарегистрированных пользователей, доступен в 52 странах и на 13 различных языках. Недавно фирму приобрела фармацевтическая компания Roche.

GameWheel — это интерфейс, который позволяет подключать инвалидную коляску к компьютеру в качестве контроллера в специализированных играх. Согласно исследованию, проведенному учеными из нескольких американских университетов, он оказался эффективным как для мотивации пациентов больше заниматься спортом, так и для того, чтобы сделать периоды физических упражнений более продуктивными. 

В результате частота сердечных сокращений, потребление кислорода и вентиляция легких у этих игроков были выше, чем у остальных «гонщиков». Некоторые тестируемые сообщили, что были настолько поглощены игрой, что совершенно позабыли, что занимались спортом.

Серия игр Re-Mission доказала свою эффективность в оказании помощи детям и молодым взрослым, страдающим различными формами рака. Несвоевременный прием лекарств является широко распространенной проблемой у пациентов — ею подвержены до 50% больных. Некоммерческий фонд HopeLab заказал для ее решения разработку серьезной игры.

В Re-Mission игрок оказывается под контролем нанобота Roxy, который должен бороться с раком с помощью хемобластера, радиационного пистолета, ракеты с антибиотиками и другого оружия, полученного в результате реальных медицинских процедур. Это пользовалось таким успехом у онкобольных, что позже вышла новая версия онлайн-игры Re-Mission 2. Они улучшили показатели приверженности лечению, а также повысили так называемую «самоэффективность» пациентов — уверенность в том, что болезнь можно победить.

Также у HopeLab в Instagram есть интерактивная программа для подростков, которые желают бросить курить вейп.

Вдохновленная Minecraft, фармацевтическая компания Pfizer запустила видеоигру, направленную на просвещение молодых пациентов с гемофилией в возрасте от 8 до 16 лет. Она также акцентирует важность соблюдения ими планов лечения.

Hemocraft — это моделируемая среда, в которой игроки взаимодействуют с «сельским врачом», чтобы узнать, как работают их методы лечения. Перед детьми стоит задача контролировать уровень факторов и самостоятельно вводить данные о них, чтобы контролировать кровотечение.

Исследователи из Университета Виктории (Канада) разработали целую рограмма Dino Island Intervention Program, которая состоит из пяти серьезных терапевтических видеоигр. Они рассчитаны на детей с нарушениями развития нервной системы, нарушениями развития и когнитивными проблемами (в Канаде таких от 7% до 14 % от общего количества детей). В процессе прохождения видеоигры когнитивные способности игроков развиваются, они становятся более внимательными.

Не сиди на месте

Объяснить сложную редкую болезнь трудно любому, а уж тем более маленькому человеку.  Компания Horizon Therapeutics справилась с этой задачей, придумав девушку Руби и сделав ее героиней сначала книги, а затем мультфильма. И все для того, чтобы простым и понятным языком рассказать об инфантильном цистинозе.

Руби охотится за кристаллами — кристаллами цистина внутри человеческого тела. Премьера семиминутного мультфильма «Поиски кристаллов» состоялась в начале августа этого года.

Стартап Zamzee (приобретенный Welltock) разработал систему отслеживания активности и вознаграждений для детей, чтобы заставить их двигаться и выполнять задания в зависимости от их физического уровня. В рандомизированном контролируемом исследовании дети, использовавшие Zamzee, были почти на 60% активнее.

Приложения Leapband или Vivofit jr. тоже поощряют детей оставаться в движении. Последний отслеживает шаги, сон и 60 минут ежедневной рекомендуемой активности. Игроки могут зарабатывать монеты, чтобы обменять их на награды, в то время как родители могут отслеживать шаги и активные минуты детей, распределять обязанности по дому и даже раздавать им виртуальные награды.

ВОЗ, Angry Birds Friends и Rovio Entertainment организовали турнир под названием «Оставайся активным». В нем представлены 24 совершенно новых видеоигр, связанных со спортом и здоровым образом жизни, а также многочисленные рекомендации и советы ВОЗ о том, как оставаться физически активными. 

Интерактивная игра Lanterns помогает ребенку справиться с апатией и депрессией, лучше контролировать свои эмоции и управлять настроением, Micro-doctor — прививает привычки здорового образа жизни: игрок путешествует внутри своего организма и должен защищать его от столкновения с различными «вредителями» и правильно отвечать на вопросы о крови, а PoopShooter посвящен правильному питанию. Игрок должен следить за соблюдением здоровой диеты с большим количеством клетчатки, обильным питьем и физической активностью, чтобы предотвратить … запоры.

Американский Красный Крест разработал приложение под названием Monster Guard, направленное на помощь в подготовке детей к чрезвычайным ситуациям. На примере «Академии охраны монстров» он учит детей, как подготовиться и оставаться в безопасности во время домашних пожаров, ураганов, наводнений или других бедствий, и они получают очки и медали за выполнение заданий.

Живи легко

Цифровые продукты, ориентированные на самых маленьких пациентов, создаются и в России. «Planty Go» — цифровая платформа для реабилитации детей с церебральным параличом, в которой объединены принципы геймификации и реабилитации.

Игра управляется акселерометром в смартфоне, который считывает наклоны тела и перемещает главный персонаж — листочек Planty по игровой локации. Смартфон с запущенным приложением устанавливается в специальный крепеж, а игра транслируется через облачный сервер на экран ПК, планшет или смарт-ТВ.

Приложение «Красные щечки», созданное сотрудниками Саратовского государственного университета им. Разумовского, — игра-квест для детей от 3 лет, предрасположенных к атопическому дерматиту. В игровой форме она учит игроков избегать аллергенов, грамотно ухаживать за кожей, организовать досуг для меньшей травматизации уязвимой кожи, поддерживать чистоту в доме по всем правилам.

На днях Уральский государственный медицинский университет (УГМУ) сообщил о том, что его аспирантка Наталья Савченко стала победительницей конкурса «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Благодаря этой поддержке она намерена создать первое в России  мобильное приложение для сопровождения детей, живущих с ВИЧ, EasyLife. Его задача не только напомнить пациенту о своевременном приеме антиретровирусной терапии, но и следить за его здоровьем. 

Главная особенность приложения – наличие алгоритма тактики ведения дерматозов у ВИЧ-положительных детей. Эта схема создана на основе исследования микробиоты кожи. Предполагается, что алгоритм поможет врачу рассчитать риск развития инфекционных заболеваний кожи и назначить нужную терапию, а пациент получит индивидуальные рекомендации по лечению. Приложение будет специально адаптировано для детей и подростков. Так что помимо справочной информации и возможности общения со своим лечащим врачом, будут внедрены элементы геймификации и система бонусов. Это сформирует приверженность к здоровому образу жизни и уменьшит количество пропусков в приеме препаратов.

Система не будет собирать и хранить личные данные, а общение с врачами будет происходить через персональный код авторизации. При скачивании приложения пациенту будет предложено ввести свой ник и результаты последних анализов: вирусную нагрузку, количество T-лимфоцитов, жалобы на кожные заболевания.

Наталья Савченко поясняет:

Приложение даст возможность проанализировать текущие лабораторные показатели и на их основе предложит врачу индивидуальные рекомендации для пациента. Наш софт будет работать и как органайзер: за счет замаскированных напоминаний уменьшится пропуск антиретровирусных препаратов, а у врача появится инструмент контроля терапии, если захочет пользователь.

«Умница» выиграла полумиллионный грант от Фонда содействия инновациям на разработку демоверсии EasyLife. 

На МРТ с Дюймовочкой

Медицинские осмотры, такие как магнитно-резонансная томография, могут быть сложными для многих пациентов, особенно детей, которые испытывают тревогу или клаустрофобию. Проект Philips Ambient Experience, который реализуется в 2000 медцентров по всему миру, помогает справиться с этими проблемами, создавая привлекательную, мультисенсорную среду, которая является гостеприимной и расслабляющей. Пациенты могут персонализировать освещение, видео и звук в помещении, где проходит обеследование, выбрав их по своему выбору. 

Весной этого года Royal Philips и компания Walt Disney EMEA объявили о совместном проекте, который касается использования анимация для улучшения пациентского опыта детей во время прохождения ими МРТ. 

Клинический исследовательский проект Philips стартовал этим летом в шести больницах по всей Европе, а результаты пилота будут объявлены в конце этого года. Это первый случай, когда Disney сотрудничает в рамках клинического исследовательского проекта такого рода.

Philips Ambient Experience представит шесть оригинальных стилизованных анимаций, специально созданных аниматорами Диснея для использования в больницах и предназначенных для уменьшения страха и беспокойства, которые часто испытывает ребенок в процессе МРТ. Такие персонажи, как Микки Маус, Ариэль, Мстители Marvel, Йода из «Звездных войн» и другие впервые собирутся вместе в диагностической обстановке.  Доказано, что Philips Ambient Experience помогает повысить эффективность клиники за счет более высокой пропускной способности отделения МРТ и предсказуемости пациентов, а также снижения необходимости в повторных сканированиях.

«Я лично убедился, что МРТ-сканирование может быть пугающим для детей, и мне нравится, что Philips придает опыту пациентов такое важное значение, — сказал президент компании Walt Disney Company, EMEA Ян Коппен. — В Disney мы с нетерпением ждем возможности дополнить опыт МРТ Philips нашими историями и персонажами. Мы рады видеть результаты клинических исследований и количественно оценить влияние, которое наши персонажи могут оказать в этом вопросе».

Текст подготовила Екатерина Погонцева