Государственно-частное партнерство в здравоохранении: новые возможности для ИТ
Ситуация с пандемией хоть и не застала отечественное здравоохранение врасплох, но четко обозначила потребности отрасли в привлечении дополнительного финансирования и создании более эффективных и масштабных информационных систем. В связи с этим особенно актуальной выглядит схема государственно-частных партнерств, которая позволит ведомствам и бизнесу взаимовыгодно участвовать в реализации федеральных и региональных ИТ-проектов. О преимуществах и перспективах подобных инициатив в рамках ГЧП рассказывает директор по продажам компании «ТехЛАБ» Дмитрий Алексенко.
Первая волна интереса к государственно-частному партнерству поднялась в 2014-15 годах, когда появились, в частности, Приказ №6 от 9 января 2014 г. «О Координационном совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно-частному партнерству» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эксперты начали говорить о том, что ГЧП – это крайне перспективный формат взаимодействия бизнеса и государства, который поможет привлечь инвестиции в такие проблемные отрасли экономики, как ЖКХ, образование, медицина.
И действительно – некоторые инфраструктурные проекты, созданные в этот период в рамках ГЧП, можно назвать вполне успешными: например, создание компаниями «РОСНАНО» и «РосМедТехнолоджи» диагностических ПЭТ/КТ центров в разных регионах страны. С помощью ГЧП можно было построить, например, платную федеральную трассу или медицинский комплекс – всё это сложные проекты, требующие от бизнеса значительных затрат и финансовых рисков. Далеко не каждая организация могла на это пойти, а значит, возможности таких партнерств были ограничены.
Важной вехой на пути развития ГЧП в России стало принятие в июне 2018 года изменений в Законе «О государственно-частном партнерстве», когда ИТ-ресурсы, в том числе базы данных и информационные системы, оказались включены в список объектов соглашений о ГЧП. Теперь, по сути, любой ИТ-стартап, создав некое уникальное решение, может предложить его к внедрению на муниципальном, региональном или федеральном уровне на условиях взаимовыгодного партнерства с государством.
Ключевые преимущества ГЧП в здравоохранении для государства сегодня – экономия средств и внедрение современных технологий, модернизация отрасли в условиях ограничения бюджетов. Для бизнеса же это, на мой взгляд, хорошая гарантия долгосрочного присутствия на рынках B2B и B2C, которая позволит укорениться там, вернуть инвестиции и получать прибыль. Но самое важное – то, что в эпоху цифровых преобразований, когда самым ценным ресурсом является информация, качественная работа учреждений с аналитикой данных и в целом с ИТ поможет потребителю: сделает медицину более доступной и качественной, поможет решить вопрос доверия к квалификации врачей, наладить взаимосвязи между всеми участниками процесса: чиновниками, врачами, пациентами.
ГЧП: чья инициатива?
Наряду с концессионным соглашением, которое появилось в России чуть раньше, соглашение о ГЧП – правовая форма взаимоотношений государства и коммерческих компаний, инструмент привлечения частных средств в бюджетный сектор. Между ними существует несколько концептуальных отличий, делающих ГЧП привлекательнее для бизнеса: например, в рамках соглашения о ГЧП у частного партнера (бизнеса) возникает или остается право собственности на объект соглашения.
Проект ГЧП может развиваться по двум сценариям. В первом случае компания самостоятельно предлагает государственному заказчику рабочую схему проекта, предоставляет бизнес-план. К рассмотрению предложения по реализации проекта на стороне заказчика подключаются профильное ведомство (например, Министерство здравоохранения) и органы власти, отвечающие за инвестиционную политику – они проводят оценку социальной значимости и экономической эффективности проекта. Если решение о необходимости проекта принято, на портале torgi.gov.ru публикуется конкурсная заявка, формируется конкурсная процедура, похожая на процедуру госзакупок. Самый существенный недостаток такого сценария – растянутые сроки рассмотрения предложения о ГЧП, который из-за участия нескольких ведомств может растянуться на несколько месяцев. Предлагая проект, компания не может предугадать, сколько времени займет его согласование, и такое долгосрочное планирование – также определенные финансовые риски.
Второй сценарий – когда инициатива ГЧП исходит от самого заказчика: он заявляет о своих требованиях и выдвигает условия, на которых проект должен быть реализован. Однако в таком случае под проект может не найти инвестора, у которого есть соответствующие ИТ-продукты и технологии и который готов вкладывать в него средства, нужно предлагать ему действительно интересные и полезные идеи.
Учитывая то, что реализация ИТ-проектов в ГЧП – совершенно новый опыт для российских ведомств, причем не только в медицине, – сегодня технологичные компании должны больше рассчитывать на первый вариант партнерства и прилагать усилия в этом направлении. Рынку нужно дать привыкнуть к такому инструменту взаимодействия, почувствовать его эффективность.
Через компетенции к проектам
Последние кризисные события, безусловно, изменили отрасль медицины и здравоохранения, указали на необходимость более активного внедрения медицинских информационных систем, которые улучшат обмен данными между клиниками и помогут сократить количество пострадавших от эпидемии благодаря более полному и доступному для врачей распространению информации. Широкий доступ бизнеса в госсектор создаст конкуренцию, увеличит качество оказываемых услуг, уменьшит риски при реализации проектов. С помощью ГЧП компании будут активно участвовать в изменении информационного ландшафта.
За плечами компании «ТехЛАБ» – десятилетний опыт разработки и внедрения централизованных медицинских сервисов. Мы знаем, что, только соблюдая баланс интересов между функционерами здравоохранения и медицинскими работниками, организовав взаимодействие госучреждений, ученых, врачей и программистов, можно сделать продукт, который не оторван от жизни, развивается в соответствии с меняющимися требованиями общества и в то же время гарантирует стабильную полноценную работу системы здравоохранения в целом. И в этом смысле государственно-частное партнерство кажется мне наиболее верным решением: государство и бизнес одинаково заинтересованы в том, чтобы вкладывать ресурсы в каждый такой проект. С одной стороны, соответственно, это стандарты, глубокие знания врачей, обширные обезличенные базы данных пациентов – основа для самообучающихся систем. С другой стороны – самые современные технологии и искусство добывать новые знания из уже имеющейся информации.