Федеральный проект «Цифровая экономика» будет решать новые задачи
На официальном сайте АНО «Цифровая экономика» размещена новая редакция федерального проекта «Искусственный интеллект».
Новые, актуальные направления работы предложил Центр компетенций ПАО «Сбербанк». В обновленную редакцию документа включены следующие задачи:
- Увеличение спроса на российские разработки AI-продуктов
- Работа с кадрами, повышение их квалификации.
- Улучшение качества данных, необходимых для развития искусственного интеллекта.
- Повышение доступности к базам данных. Удобство пользования ими.
В текст внесены также скорректированные в соответствии с поручением Правительства РФ от 8 июля 2020 года № ДЧ-П10-7365 показатели финансирования мероприятий проекта.
Документ ставит следующие целевые задачи и показатели:
- Высшее и дополнительное образование в области AI должны получить 4000 специалистов (до 2024 г.)
- Меры государственной поддержки должны быть оказаны 255 компаниям-разработчикам новых проектов искусственного интеллекта
- Количество публикаций в области AI уровня А+ должны быть увеличено на 200%.
- Достичь уровня зрелости «AI Ready» должны 4 отрасли российской экономики
- Мероприятия по внедрению AI и подготовке дата-сетов должны проводить все федеральные органы исполнительной власти
Органы государственной власти обязаны разрабатывать стратегии развития и готовить дорожные карты по внедрению искусственного интеллекта в конкретных отраслях. В этих документах обязательно должны быть указаны источники финансового обеспечения и объемы средств на реализацию запланированных мероприятий
Приоритетные отрасли для внедрения искусственного интеллекта:
- сельское хозяйство
- транспорт
- здравоохранение
- образование
Рабочая группа организации «Цифровая экономика» приняла решение о том, что в следующей редакции федерального проекта найдут отражение мероприятия по методологической поддержке ФОИВов. Данные рекомендации должно разработать и представить Минкомсвязи РФ.
Финансирование федерального проекта «Искусственный интеллект» может быть сокращено. Предыдущие планы предполагали финансирование реализации мероприятий в размере 125 млрд. рублей. Из этой суммы почти 90 млрд. рублей должно быть представлено бюджетом. Финансирование должно осуществляться до 2024 г.
Платформы искусственного интеллекта управляются сложными алгоритмами, которые в свою очередь запрограммированы на самообучение. Эта технология привела к созданию «сверхразумного» робота, примером которого в настоящее время является самый мощный в России суперкомпьютер «Кристофари», запущенный Сбербанком и его дочерней компанией SberCloud. «Кристофари» все чаще применяется для выполнения разнообразных задач в области медицины, которые ранее были исключительной прерогативой врачей.
Практика медицины меняется с развитием новых методов машинного обучения. В сочетании с быстрым совершенствованием компьютерной обработки эти системы на основе ИИ уже улучшают точность и эффективность диагностики и лечения в различных областях. Растущее внимание ИИ в радиологии привело к тому, что некоторые эксперты предполагают, что когда-нибудь ИИ может даже заменить радиологов. ИИ заменяет врачей в таких областях, как интерпретация рентгеновских снимков и сканирований, диагностика симптомов пациентов. Некоторые заключения, которые выдает алгоритм можно охарактеризовать как «консультирующий врач». ИИ также используется в психологии, где роботы запрограммированы так, чтобы разговаривать с пациентами и консультировать их. Медицинские роботы давно разработаны и успешно применяются для выполнения сложных хирургических операций. Таким образом, ни у кого нет сомнения в том, что роль ИИ и роботов в медицине будет расти в геометрической прогрессии в будущем, и встает вопрос о том, заменят ли системы на основе искусственного интеллекта врачей некоторых специальностей или увеличат роль врачей, фактически не заменяя их.
Поскольку медицина не является точной наукой, возможно, что «Кристофари», может делать ошибки, которые приведут к травмам пациентов. В таком случае пострадавший пациент должен иметь право подать иск о возмещении ущерба, как они могли бы это сделать, если бы травма была причинена настоящим врачом. Однако проблема, которая возникает в этой связи, заключается в том, что закон о правонарушениях был разработан для регулирования действий физических лиц. «Кристофари» и аналогичные платформы ИИ не являются физическими лицами. Это означает, что пациент, добивающийся возмещения ущерба, не может полагаться на существующий закон, касающийся медицинской халатности или халатности, для возмещения ущерба. Существует еще целый ряд этических проблем, требующих законодательного регулирования.
Поэтому крайне важны все шаги экспертов и законодателей, направленные на то, чтобы усовершенствовать законодательство с учетом всех возможных последствий деятельности искусственного интеллекта во всех сферах экономики и нашей жизни, а особенно в медицине.
Источник АНО «Цифровая экономика»