Для искусственного интеллекта в сфере здравоохранения разрабатывается дорожная карта и правовой статус
Дорожные карты для искусственного интеллекта в сфере здравоохранения и других отраслях промышленности будут внедрены при участии Минэкономразвития РФ. Уже до конца марта в рамках национальной программы «Цифровая экономика» на рассмотрение в правительство запланировано вынести седьмой федеральный проект «Искусственный интеллект».
Всего к 2024 году должно быть разработано порядка 15 дорожных карт по внедрению ИИ в отраслях.
Как сообщил агентству ТАСС директор департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Михаил Насибулин проект находится на финальной стадии доработки. В нем будут прописаны конкретные мероприятия с «ответственными, деньгами и сроками», в то время как в утвержденной президентом РФ в октябре 2019 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года затрагиваются общие направления технологии. Он отметил:
«Стратегия — верхнеуровневый документ, а в федеральном проекте отражается все то, что необходимо сделать, чтобы к тому, что заявлено в стратегии, прийти».
Обучение искусственного интеллекта является одной из «сквозных» технологий вышеупомянутого федерального проекта. На их развитие из бюджета будет выделено 56,7 млрд. руб.
Ключевой темой готовящегося документа станет ответственность за возможное нанесение искусственным интеллектом вреда.
«Сейчас эта проблема не регулируется, — цитирует РИА Новости комментарий исполнительного директора отраслевого союза «Нейронет» Александра Семенова. — В этом случае может быть все, что угодно: кто угодно может уйти от ответственности, и кто угодно может быть наказан. Поэтому законодательство необходимо менять, так как оно не позволяет сегодня применить искусственный интеллект, например, в медицине из-за работы с персональными данными».
Ранее об этом же заявил замминистра экономического развития Савва Шипов. Во время заседания Общественного совета по развитию цифровой экономики в ноябре прошлого года он рассказал о подготовке проекта Концепции регулирования искусственного интеллекта. Тогда же он обратил внимание собравшихся, что в первой части обсуждаемого документа предложено решение таких традиционных вопросов
«..как использовать искусственный интеллект для того, чтобы не нанести вред человеку, какие изменения требуются в системе технического регулирования, в экспорте, в режиме оборота информации». Во второй отраслевой части документа, по словам замминистра, заложено «целевое состояние регулирования для ключевых сфер применения ИИ, таких как медицина, образование, транспорт, промышленность и госуправление».
О том, как машинное обучение изменит медицину и клиническую практику говорят многие врач и эксперты по ИИ. Технология обещает сделать диагностику различных состояний более быстрой и точной. Но этот технологический сдвиг ведет к переосмыслению аспектов клинической.
Машинное обучение не является непогрешимым, и поэтому на вопрос о том, кто должен нести ответственность за любую неисправность, которая приводит к неточной или задержанной диагностике, особенно актуален. В настоящее время клиницисты или их работодатели являются потенциальными обвиняемыми в действиях за клиническую небрежность. Но машинное обучение может поставить под сомнение существующую юридическую позицию, согласно которой врачи несут ответственность за неисправности программного обеспечения. Есть опасения, что машинное обучение может способствовать росту медицины черного ящика, где принятие клинических решений становится все более непрозрачным. С новой волной машинного обучения для медицинских приложений назрела необходимость срочного пересмотра юридических подходов к клинической ответственности.
По материалам СМИ подготовила Надежда Данилова