Digital Health глазами эксперта
Во второй декаде декабря ушедшего года в Цифровом деловом пространстве в рамках проекта «Стартап-кафе» собрались эксперты и рядовые участники рынка Digital Health, которые обсуждали самые перспективные технологии в области цифровой медицины России.
В мероприятии приняло участие свыше 150 человек, более половины из которых представляли медицинские стартапы возрастом до двух лет. В последующих публикациях мы ознакомим с экспертными оценками участников дискуссии и лидерами мнений отрасли, но сначала хотелось бы предложить Вашему вниманию интервью с идейным вдохновителем и организатором этого мероприятия, руководителем Управления обеспечения деятельности объектов специализированной инфраструктуры ГБУ «Агентство инноваций города Москвы» Инной Гудович.
Инна Леонидовна! Развитие информационных технологий в современном здравоохранении является как экономическим, так и социальным драйвером. Цифровые технологии в медицине развиваются ускоренными темпами. Как это трансформирует систему экономических отношений в нашей стране?
- Новые требования к системе здравоохранения обуславливают изменения в организации предоставления медицинских услуг и применяемых технологиях. Поэтому рынок цифровой медицины динамично растет: по данным Global Market Insights, объем мирового рынка к 2025 году увеличится более чем в 5 раз и составит $504,4 млрд.
Спрос растет, но рынок пока небольшой!
Суммируя итоги дискуссии, можно сказать, что большинство участников встречи положительно оценивает перспективы развития рынка в России, хотя некоторые настроены более скептично, считая, что ёмкость рынка цифровой медицины пока слишком мала, чтобы строить крупный бизнес, а существующий бизнес небольшой и очень «карманный».
Цифровые технологии на наших глазах меняют многие процессы взаимодействия между врачами и пациентами. Предоставление услуг становится дешевле, быстрее и надежнее.
- Это верно. Участники дискуссии уверены, что именно пациент становится ключевым действующим лицом в системе оказания медицинских услуг. Поэтому растет заинтересованность представителей организаций здравоохранения (в первую очередь частных) в решениях для повышения качества пользовательского опыта, позволяющих сделать получение той или иной услуги более удобным, качественным и быстрым.
Пациентоориентированность – это одно из самых ярких проявлений формирующегося рынка.
Многие провайдеры услуг начинают системно анализировать удовлетворенность и потребности пациентов для разработки наиболее востребованных сервисов.
Какие еще положительные эффекты развития отрасли отмечали эксперты?
- Развитие решений для мониторинга хронических заболеваний – главный тренд. Одним из драйверов развития рынка цифровой медицины является снижение доли острых заболеваний и инфекционных болезней, требующих очного приёма, и увеличение доли хронических заболеваний в общем профиле болезней человечества, требующих системного мониторинга (начиная от тяжелейшего длительного лечения онкологических заболеваний до постоянного мониторинга более простых и контролируемых состояний). Поэтому цифровые системы мониторинга хронических заболеваний, такие как носимые устройства контроля состояния здоровья, становятся всё более актуальными.
Назовите, пожалуйста, самые перспективные ниши на рынке DIGITAL HEALTH.
- Подавляющее большинство участников онлайн-опроса, проведенного нами до мероприятия, считает, что наибольшим спросом в Москве в ближайшей перспективе будут пользоваться телемедицинские системы. Это не только платформы для коммуникации между пациентом и врачом, врачом и врачом, но и еще одна малораспространенная в России область - коммуникация между пациентами, поддерживающими друг друга в рамках одного заболевания (например, сообщество людей с онкологией).
Интересно, что некоторые эксперты относятся к телемедицине скептически. По их мнению, существующие решения в этой области вообще не имеют отношения к цифровой медицине.
Они представляют собой скорее «онлайн-справочные», так как их основная функция - снятие тревожности и компенсация недостатка образования и знаний в области медицины у пользователей.
А сегменты, в которых задействован искусственный интеллект?
- Перспективные направления применения ИИ тоже были названы. Это повышение качества диагностики (анализ изображений), разработка новых лекарств, оценка рисков для пациентов с различными заболеваниями, виртуальные ассистенты (чат-боты).
Приведите, пожалуйста, примеры успешных московских компаний в сфере DIGITAL HEALTH.
- По мнению участников рынка, наибольших успехов на рынке Digital Health достигли компании, предоставляющие первичную медицинскую помощь (телемедицинские сервисы), и системы поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта, что коррелирует с выделенными наиболее перспективными нишами на рынке.
Участников мероприятия просили назвать ТОП-3 лучших стартапов Москвы.
Сервис «DocDoc» был создан в 2012 году. Это маркетплейс медицинских и телемедицинских услуг для людей и их питомцев. Сервис позволяет найти подходящего врача в частной клинике и записаться к нему на приём (офлайн или онлайн), а также купить пакет медицинских услуг по подписке. В базе DocDoc находится почти 180 тысяч врачей, количество пользо¬вателей превышает 2,3 миллиона человек. DocDoc бесплатен для пациентов, он зарабатывает на комиссии с клиник.
В 2012 году DocDoc получил $1 млн инвестиций от фонда Aurora Ventire Capital, а в 2016 году - $4 млн от Guard Capital. В мае 2017 года Сбербанк приобрёл 79,6% акций.
Второй по известности маркетплейс медицинских и телемедицинских услуг Doc+ существует на рынке всего четыре года. Изначально компания создавалась как сервис вызова врача на дом, но с 2019 года активно развивает продукты на основе искусственного интеллекта, среди которых медицинский чат-бот и система автоматического контроля медицинской документации.
В 2016 году Doc+ получил $5,5 млн инвестиций от Яндекса и фонда Baring Vostok, а в 2017 году - $9 млн от Vostok New Ventures.
Система анализа медицинских изображений для диагностики заболеваний на ранних стадиях развития Botkin.AI – ровесница предыдущего стартапа. Анализ проводится нейронными сетями с помощью запатентованной технологии оцифровки снимков и позволяет существенно повысить выявляемость онкологических заболеваний. Компания реализовала пилотные проекты в четырех регионах России.
Botkin.AI является участником «дорожной карты» Хелснет Национальной технологической инициативы. В мае 2019 года проект привлёк 100 млн руб. от группы частных и государственных фондов. В октябре 2019 года получил премию Digital Health Awards в трех номинациях.
Каковы объективные особенности отрасли, мешающие развитию цифровизации сегодня?
- Ключевым барьером остается сложность с привлечением финансирования.
По данным опроса, проведенного среди участников до мероприятия, сложности с привлечением финансирования и низкий уровень развития венчурного рынка - один из ключевых барьеров цифровизации медицины в Москве. Участники мероприятия указывают, что развитие рынка также сдерживает дефицит длинных денег, долгий период возврата инвестиций и «монополия на экзиты», то есть ограниченное количество компаний, которые готовы купить у инвестора продукт или услугу.
Некоторые представители бизнеса отмечают, что проблема дефицита венчурных инвестиций имеет две стороны. Дело не только в неготовности инвесторов вкладываться в компании, но и в дефиците качественных проработанных проектов.
В 2018 году в Москве объем инвестиций в Digital Health составил $19,8 млн (это всего 0,1% от общего объема мировых венчурных инвестиций), причем почти половина от этой суммы приходится на одну сделку (компания Doc+).
Также препятствием становится незрелость и консерватизм рынка.
Рынок цифровой медицины по своей природе консервативен, т.к. на нем высока доля государственного участия: по оценке экспертов, 85% рынка приходится на Минздрав.
Консерватизм организаций и населения дополняется неготовностью врачей к цифровым технологиям и их низким уровнем цифровых компетенций. Наиболее консервативно старшее поколение врачей, которое привыкло опираться только на собственный опыт и знания, молодые специалисты в целом более восприимчивы к новым технологиям. Поэтому возможным решением, по мнению участников дискуссии, могло бы стать включение профильных программ в образовательную деятельность медицинских вузов.
Несмотря на это, представители частных клиник уверены, что рынок постепенно меняется, улучшается отношение к решениям цифровой медицины, и этот тренд в перспективе сохранится.
Подавляющее большинство россиян настороженно относится к новым технологиям и привыкло считать государственные медицинские услуги бесплатными, хотя по сути страховые взносы на здравоохранение выплачиваются каждым жителем из своей заработной платы. Поэтому дополнительным ограничением является низкий платёжеспособный спрос населения. По мнению участников дискуссии, важно разъяснить населению принципы работы системы ОМС для того, чтобы люди перестали считать существующую государственную медицину бесплатной.
С какими трудностями сталкиваются стартапы на начальном этапе своей деятельности?
- Цифровые стартапы слабо взаимодействуют с медицинскими организациями и конечным потребителем, мало внимания уделяют тестированию продукта или сервиса в реальных условиях. Это приводит к непониманию реальных запросов рынка, а также к недостаточной проработанности продукта.
В ходе мероприятия представители частных клиник высказали готовность помочь молодым инновационным компаниям преодолеть нехватку врачебных компетенций, реальных данных и необходимых контактов в государственном и частном секторе.
Еще со времен, когда вы работали исполнительным директором National business-angels association, и сейчас – в Цифровом деловом пространстве – Ваша основная деятельность заключается в организации помощи стартапам. Какие советы Вы могли бы дать основателям и руководителям молодых медицинских стартапов?
- Я бы присоединилась, пожалуй, к рекомендациям, прозвучавшим в ходе дискуссии. Участники высказали ряд предложений, которые стоит учитывать стартапам, работающим или планирующим выходить на рынок Digital Health.
- Больше общаться с практикующими врачами, чтобы уже на начальных этапах сформировать понимание, какие задачи будет решать новый продукт/сервис и какую пользу врачам и пациентам он будет приносить (можно, например, включить врача в состав команды проекта или пригласить его в качестве научного руководителя проекта).
- Строить стратегию развития, ориентируясь не только на российский, но и на глобальный рынок.
- Четко сформулировать свое ценностное предложение и донести его до своей целевой аудитории (врачей, клиник, пациентов).
- Важно доказывать ценность своего продукта делами и конкретными измеримыми результатами, протестированными в реальных, а не лабораторных условиях.
Частные клиники в большей степени заинтересованы в цифровых технологиях, чем государственные медучреждения, поэтому стартапу проще выстраивать взаимодействие с ними.
Среди актуальных направлений разработок, не требующих больших первоначальных вложений, участники мероприятия отметили сервисы для мониторинга здоровья, в т.ч. для пациентов с хроническими заболеваниями, а также сервисы, улучшающие клиентский опыт получения медицинских услуг.