Цифровые сервисы для врачей
Возможности создания новых сервисов и перспективы развития применения возможностей искусственного интеллекта для медицинской отрасли остаются в фокуск интереса медиков.
Информационные сервисы, разработанные на основе искусственного интеллекта, призваны помогать в решении актуальных медицинских проблем.
Разработчики выясняют у врачей и медицинских работников, какая проблема является важной в их профессиональной деятельности. Специалисты по ИТ находят возможности решения этой проблемы с помощью ИИ. При положительном решении разработчики создают прототип сервиса, представляют его врачам-экспертам и в дальнейшем начинают создавать новый сервис.
В реальности это происходит следующим образом. Так, например, врачи-рентгенологи отмечают слишком большие временные затраты их рабочего времени на анализ снимков КТ головного мозга. На такой анализ требуется от 15 минут до одного часа. При этом у пациента подозрения на инсульт, и важна каждая минута для правильной постановки диагноза и начала лечебных мероприятий. Чем быстрее это произойдет, тем больше вероятности избежать тяжелого течения болезни и глубоких негативных последствий для человека, вплоть до его инвалидизации.
Врачи объяснили эту проблему разработчикам, и специалисты сумели создать инновационный медицинский информационный сервис «КТ Инсульт».
Этот сервис в настоящее время запущен в работу и активно используется врачами в ежедневной клинической практике. Обученная на алгоритмах нейросеть умеет за считанные минуты «прочитать» снимок КТ, найти на нем участки патологических изменений, отметить их и выдать точные размеры, типологические характеристики и расположение зоны инсульта.
Во время пандемии коронавируса самая острая потребность в быстром и точном анализе снимков КТ легких возникла у врачей-рентгенологов, пульмонологов, фтизиаторов. При анализе медицинских изображений врачу важно было быстро и точно определить зону и процент поражения легкого коронавирусной инфекцией. От этого зависел выбор эффективной методики лечения пораженных COVID-19 легких. Но даже самый опытный рентгенолог может сделать подобный анализ только в течение длительного времени — настолько кропотлива и сложна эта работа.
Машинная обработка снимков легких с применением технологий ИИ сокращает время исследования снимков до нескольких минут. Обученная на множестве алгоритмов нейросеть быстро и точно проводит исследование снимка, выдает врачу зоны и степень поражения легких, рекомендует возможные диагнозы.
Разработчики предложили медикам сервис «КТ Легких» еще в начале пандемии коронавируса. Эта разработка помогла обработать большой наплыв снимков в разгар пандемии, внеся свой вклад в улучшение здоровья и спасение жизни многих тысяч пациентов. Сервис оказался востребованным и в режиме плановой помощи, он используется в медицинских клиниках и сейчас.
Машина выполняет следующие действия:
- Размечает область и процент поражения тканей.
- Определяет наличие вирусной пневмонии, в т.ч. природы COVID-19.
- Присваивает степень поражения легких от КТ1 до КТ4.
- Определяет онкологические изменения.
Время обработки снимков составляет до 15 минут максимум. Обрабатывая множество снимков, сервис автоматически их ранжирует. Приоритетом являются самые тяжелые случаи с явным подозрением на патологию, их он обрабатывает и представляет для окончательного решения врачу в первую очередь. Таким образом, самые тяжелые пациенты могут получить оперативную медицинскую помощь и избежать негативного сценария развития болезни.
Следующий этап: получить данные для обучения нейросети
Для создания эффективного сервиса, который мог бы стать надежным помощником врачу, его надо научить всем тонкостям медицинской науки и клинической практики. Для этого в нейросеть загружается множество реальных клинических данных, сопровождаемых экспертизой и оценкой врачей. Таким образом машина обучается и способна на основе фактических данных сотен тысяч пациентов выдавать наиболее точные решения. Данные загружаются обезличенные, но подтвержденные экспертизой и оценкой врача — это является главным условием для объективной работы машины по выдаче грамотных подсказок врачебных решений и диагностических рекомендаций.
Для разработки эффективной модели искусственного интеллекта в первую очередь требуется корректно собрать и разметить данные. Выполняя эту задачу, разработчики сначала выбирают профильные клиники, проводят с ними переговоры о сборе обезличенных данных пациентов клиники под определенные задачи. При положительном решении клиник следует этап вычислительных экспериментов. В ходе экспериментальных проб требуется подобрать оптимальную архитектуру будущего сервиса, настроить его параметры под конкретную задачу, сделать удобным и полезным его функционал.
Для сбора данных, проверки качества на каждом этапе и их разметки привлекаются к сотрудничеству самые опытные и квалифицированные врачи. С ними работают технические специалисты и выполняют свою задачу: приводят собранные данные в единый формат и устраняют искажения.
Требованием к собранным массивам данных является их однородность по большинству параметров, а к выборкам — сбалансированность, то есть равномерное представление случаев с патологией и без патологии, например.
Кроме того, в медицинских учреждениях установлено оборудование различных производителей. Оно работает по индивидуальным техническим параметрам. В результате снимки, полученные на различных видах оборудования, могут быть по-разному прочитаны нейросетью и, возможно, неверно обработаны. Чтобы не допустить подобных ошибок, модели искусственного интеллекта должны быть обучены для обработки изображений оборудования различных модификаций и производителей. Обучение нейросети происходит постоянно и непрерывно, так как отрасль медицинской техники и оборудования также постоянно предлагает новые виды и модификации своих изделий.
Примером партнерства с дата-сетом является запуск умного помощника врача «ТОП-3» совместно с Правительством столицы.
Это стало результатом масштабного исследования на базе данных анонимизированных посещений медучреждений Москвы, в ходе которого дата-аналитики обработали статистику всех диагнозов при амбулаторном лечении за один год в Московском регионе. Было проанализировано более 2,2 миллионов визитов 420 тысяч пациентов.
На следующем этапе было проведено ранжирование по вероятности категории заболеваний по общепринятой классификации МКБ-10 (Международной классификации болезней) и выбрано 265 категорий, покрывающих 95% случаев выборки. В качестве не используемых ранее валидационных данных было подобрано 700 тысяч пациентов, совершивших 1,7 миллионов визитов. Итогом масштабной работы стало создание сервиса «Умный помощник врача».
Качество, эффективность и удобство его работы были высоко оценены профессиональными сообществами медиков и разработчиков. Сервис был назван победителем авторитетного международного конкурса WSIS Prizes 2021, который проходил под эгидой ООН. Он внедрен в работу во всех взрослых поликлиниках Москвы и некоторых регионов России.
Умный помощник на основе текста из медицинской карты, анамнеза первичной госпитализации способен выдавать три наиболее вероятных диагноза по МКБ-10.
Работать в комплексе
Новые медицинские сервисы предлагают удобные и востребованные функциональные возможности для врачей. Но в современных клиниках уже работает множество интерфейсов. Поэтому разработчики должны учитывать этот факт и предоставлять таких информационных помощников, которые могли бы органично вписаться в уже существующие рабочие интерфейсы клиник.
Ведь главной задачей производителей медицинского искусственного интеллекта является разгрузка врачей и системы здравоохранения в целом. Для этого нужно разрабатывать такое программное обеспечение с искусственным интеллектом, которое можно было бы внедрить в привычные для медицинских специалистов информационные системы, при этом расширяя и дополняя функционал имеющихся сервисов.
Только при таких условиях врачи не будут отрываться от работы и проходить обучение для освоения нового сервиса.
В большинстве случаев сегодня медицинские учреждения нуждаются не в каких-то отдельных сервисах. Им требуется новые комплексы алгоритмов, которые можно использовать в самых разных ситуациях.
Ответом на эти потребности стала идея MDDC (Медицинский цифровой диагностический центр). В этом комплексном решении объединено более пятидесяти продуктов и разработок СберМедИИ, их партнеров по экосистеме Сбера и по отрасли в целом.
Работает комплекс несложно: подключенные к нему врачи загружают в него в онлайн-режиме данные первичного приема, лабораторной и инструментальной диагностики через самостоятельные приложения или веб-интерфейсы для автоматизированных рабочих мест, а так же с использованием специальных программ, уже интегрированных в МИС клиники.
Сервис проводит своего рода «цифровой консилиум» и выдает предварительные заключения на основе имеющихся алгоритмов. Их анализируют профильные врачи MDDC, подтверждают или корректируют диагностические рекомендации машины и возвращают их к врачу в клинику.
Помощь комплекса выдается по различным медицинским профилям:
- терапия;
- радиология;
- кардиология;
- хирургия;
- онкология;
- стоматологические исследования.
В современных условиях искусственный интеллект значительно ускоряет диагностические исследования и повышает качество принятия врачебных решений. Он «заботится» о наиболее тяжелых больных, обрабатывая результаты их исследования в приоритетном режиме. Кроме того, машина ничего не забывает, хранит всю информацию о каждом клиническом случае. Это дает возможность ретроспективного анализа медданных с помощью ИИ и обеспечивает преемственность лечения.
Источник: tadviser.ru