Цифровая трансформация патологоанатомической службы: мост между клиницистом и патологоанатомом
Как сократить разобщенность клиницистов и патологоанатомов, разгрузить специалистов от рутинной работы, повысить качество медицинской помощи? Ответы на эти вопросы искали участники сессии «Цифровая трансформация патологоанатомической службы: мост между клиницистом и патологоанатомом», которая прошла в рамках VIII Российского конгресса лабораторной медицины (РКЛМ) и Российского диагностического саммита (РДС). Форумы состоялись 6-8 сентября в Москве.
В институте цифровой медицины Сеченовского Университета создан оригинальный подход к повышению эффективности и качества подготовки специалистов, сформировано новое направление – дидактика медицинской информатики, рассказал заведующий кафедрой информационных и интернет технологий, директор Института цифровой медицины, д.т.н. Георгий Станиславович Лебедев.
Для того чтобы добиться наибольшего эффекта в разработке сервисов и обучении специалистов, нужно придерживаться нескольких принципов. Это мультидисциплинарный подход к формированию профессорско-преподавательского состава, «перекрестный» компетентностно-ориентированный подход: совместная работа слушателей – медиков и слушателей-инженеров, практико-ориентированный подход: участие слушателей в выполнении инновационных внедрений и научно-исследовательских работах.
Г.С. Лебедев подчеркнул:
Важен практический опыт работы в медицинских организациях по месту внедрения цифровых сервисов, участие в апробациях и испытаниях решений и технологий. Предпочтение следует отдавать интерактивным технологиям преподавания, развивать системное мышление и аналитические способности слушателей.
Институт цифровой медицины Сеченовского Университета готов выступить базой для создания Федерального инновационно-образовательного центра (ФИОЦ), который займется научным обоснованием и разработкой цифровых медицинских сервисов, апробацией и испытанием цифровых медицинских сервисов, ведением соответствующего федерального реестра, содействием их внедрению и выводу на международные рынки, разработкой единого образовательного стандарта «медицинская информатика», обучением преподавателей других медицинских вузов и ИТ-специалистов. Соответствующее предложение вузу рекомендовано направить Минздраву России.
О значительной нагрузке на врачей-патологоанатомов, недостаточности оснащения патологоанатомических штатов и назревшей потребности в изменении работы специалистов и внедрении новых технологий, которые позволят оптимизировать и облегчить работу с патологоанатомическим материалом, говорила в своем докладе и д.м.н., профессор, академик РАЕН, директор Института клинической морфологии и цифровой патологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) Татьяна Александровна Демура.
Она коснулась преимуществ цифровой патологии по сравнению с традиционной: не только в диагностике и лечении, но и в науке и образовании. Т.А. Демура затронула тему перспектив применения искусственного интеллекта (ИИ) в патологоанатомической и клинической диагностике, в числе которых прогнозирование эффективности текущей терапии, исходов лечения, типирование и определение стадии заболевания; выявление признаков, которые свидетельствуют о положительном ответе на лечение.
Обратил внимание коллег к.м.н, врач-уролог, зав. лабораторией электронного здравоохранения Института цифровой медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) Игорь Аркадьевич Шадёркин:
Клиницисты и патологоанатомы разъединены между собой, они очень редко лично контактируют и редко проводят консилиумы, в том числе потому, что крайне ограничены во времени и могут находиться в разных зданиях. К тому же порой они используют разную терминологическую базу.
При этом на клиницисте лежит огромная ответственность, именно он отвечает за окончательное принятие решения о постановке диагноза и лечении пациента.
Проведенный среди российских врачей опрос показал, что абсолютное большинство клиницистов хотят иметь доступ к первичным данным диагностического исследования (снимкам КТ, МРТ, гистологическим стеклам и т.д.) и иметь возможность провести консилиум с диагностом. Опрошенные убеждены, что совместная работа клиницистов и диагностов будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи.
Что еще мешает совместной работе? Треть респондентов ответили: дефицит специалистов и компетенций.
И. А. Шадёркин ознакомил слушателей с возможностями для цифровой трансформации патологоанатомической службы: от электронной медицинской карты до искусственного интеллекта и аппаратно-программных комплексов, таких как отечественный RoboScope.
RoboScope позволяет автоматизированно (без участия человека) проводить сканирование и оцифровку гистопрепаратов в открытом и широко применяемом в России и мире формате DICOM. Он не просто автоматизирует многие процессы, связанные с патоморфологическими исследованиями, но и улучшает их качество и повышает точность постановки диагноза. В дальнейшем это создаст возможности для формирования датасетов, применения машинного обучения и искусственного интеллекта, для обучения на виртуальных препаратах, внедрения теленаставничества, развития телемедицины и патоморфологии. А доступ к информации широкого круга врачей как раз создаст условия для междисциплинарного подхода при ведении сложных пациентов, чего так не хватает врачам сегодня.
Цифровая патоморфология – это не только оцифровка стекол, но и перевод на цифровую платформу всего процесса, от момента постановки диагноза, выполнения хирургической манипуляции, до анализа цифровых снимков и участия в этом процессе пациента, подчеркнул докладчик. Отдельные блоки, которые должны составлять единую цифровую патоморфологическую платформу, уже существуют, однако требуется усилие и время, чтобы объединить это в единую цифровую платформу.