Цифровая стратегия Минздрава России

Цифровая стратегия Минздрава России

23 Nov 2020
196
Прослушать

К 2022 году все российские лечебно-профилактические и стационарные учреждения будут подключены к ЕГИСЗ — информационной системе, объединяющей всю сферу здравоохранения Уже через четыре года году все больничные листы, рецепты и медицинские полисы перейдут в электронный формат. Такие задачи стоят перед системой здравоохранения. О влиянии коронавируса на цифровизацию российской медицины было рассказано в интервью «Российской газете»  заместителем министра здравоохранения Павлом Пугачевым.

На цифровизацию российской медицины Правительством РФ предусмотрено дополнительное финансирование. Эти средства пойдут на создание единого цифрового контура системы здравоохранения. Принято решение, что в него будут включены система ОМС и частные медицинские организации. Это позволит защитить интересы граждан России, так как с системой обязательного медицинского страхования будут увязаны все расчеты, касающиеся оказанной медицинской помощи и медицинских документов, сформированных в процессе ее оказания. Контроль за качеством медицинских услуг будет возможно проводить в дистанционном режиме. Информация об оказанных услугах будет доступна и самим пациентам. Она будет размещаться на портале государственных услуг в суперсервисе «Мое здоровье». В случае некачественных услуг или каких- то приписок несуществующих услуг пациент может пожаловаться своему страховщику или непосредственно представителям в фонда ОМС.

Ключевую роль в повышении качества медицинской помощи играют цифровые возможности взаимопреемственности оказания медпомощи. Например, рассмотрим ситуацию, когда после обращения к терапевту осмотр врача и анализы показали, что требуется госпитализация. У поступившего в стационар больного уже будут сделаны все записи в электронной истории болезни, включая результаты анализов, снимки и другие медицинские изображения. Это ускорит начало лечения в стационаре. Выписка из больницы, сохраненная в электронном виде, будет доступна терапевту и подскажет ему оптимальные методики реабилитации больного. Сам пациент тоже имеет доступ к своим медицинским документам в личном кабинете суперсервиса «Мое здоровье», он может при желании предоставлять к ним доступ любому выбранному им специалисту из частных клиник. Таким образом, сохраняется преемственность лечения.

Сегодня на портале госуслуг зарегистрировано более 100 млн. человек, то есть две трети населения России. Количество пользователей, ежедневно подключающихся к суперсервису «Мое здоровье» растет. Но многое зависит от работы сервисов в регионах. Для сохранения и доступа к медицинским документам пациента должна быть готова и та медицинская организация, в которой он лечится. Она должна перейти подключить свою информационную систему к единому цифровому контуру, после того как перейдет на электронный документооборот. До завершения 2020 года в ряде регионов России в пилотном варианте на портале госуслуг жителям предоставят доступ к электронным рецептам и телемедицинским консультациям. К 2024 году переход на эти цифровые инструменты должен быть завершен во всех регионах.

В рамках пилотного проекта все сервисы будут бесплатные. Затем к сервису будут подключаться частные клиники и станут доступны платные услуги. С 2022 года планируется, что в программу государственных гарантий оплаты будет включен дистанционный мониторинг пациентов с артериальной гипертензией. Предстоит вписать эту услугу в программу обязательного медицинского страхования и разработать тарифы.

Телемедицинские консультации стали популярны у пациентов. С их помощью люди могут услышать мнения других врачей, скорректировать диагноз, получить более эффективную методику терапии. При этом человеку не надо искать врачей по поликлиникам и пытаться пробиться к ним на прием. В Красноярске, например, создали виртуальную поликлинику, с помощью которой жители удаленных районов Красноярского края большую часть консультаций врачей из краевого центра уже получают дистанционно, находясь дома. Медики районной больницы в цифровом виде предоставляют в Красноярскую краевую больницу для изучения ведущим специалистам всю требующуюся медицинскую документацию. Краевые врачи при необходимости назначают больному дополнительные обследования и анализы, которые можно сдать в районе. Получив результаты исследований, врачи составляют план лечения. Для физического приема в Красноярске больного записывают заранее в онлайн-режиме. Пациент успевает за двое суток получить качественную медицинскую помощь в краевом центре.

В России принят закон об экспериментальных правовых режимах. Это нужно для легитимного проведения экспериментов в медицине. Например, разрешить во время телемедицинских консультаций постановку диагноза без первичного очного приема.

Во время пандемии коронавируса в два раза выросло количество дистанционных медицинских консультаций. Начали быстро внедряться технологии распознавания при помощи искусственного интеллекта медизображений. В Москве открыт референс-центр, в котором искусственный интеллект распознает COVID-19 на основании КТ-снимков.

Даже в летнее время, когда количество заболеваний коронавирусом снизилось, число телемедицинских консультаций не уменьшилось. Это говорит о том, что формат дистанционных услуг оказался востребованным и эффективным. Следующей задачей станет развитие сервисов мониторинга пациентов из групп риска.

Искусственный интеллект стал надежным помощником врача. С помощью цифровых сервисов удается быстро и качественно обучать и переобучать медицинский персонал, повышать квалификацию врачей. В начале пандемии врачи-инфекционисты, реаниматологи, радиологи прошли дистанционные курсы подготовки к работе с коронавирусными больными. Всего было обучено за полтора месяца более 1,5 млн. медицинских работников.

Сегодня возник дефицит аналитиков медицинских данных, так как база данных увеличивается и с ней надо уметь работать. Этим специалистам нужно будет научиться собирать информацию, систематизировать ее и строить математические модели для раннего выявления заболеваний.

К концу нынешнего года должен быть издан приказ Минздрава об отказе от бумажного делопроизводства в медицинских организациях, если главный врач решит, что его учреждение готово к переходу на электронный документооборот.

Перевод медицинских документов в цифру будет осуществляться в двух вариантах:

  1. Электронные копии бумажных документов, их скан-копии. Они не подлежат автоматической обработке, анализу и систематизации.
  2. Структурированные электронные медицинские документы (СЭМД) должны иметь четкую структуру и формат, содержать данные, основанные на сведениях из справочников и классификаторов. Они подлежат анализу, систематизации и интеграции. В 2021 году мы в такой формат будет переведено более пятидесяти типов документов. Сначала оцифрованы будут наиболее важные для обеспечения преемственности оказания медицинской помощи документы: результаты инструментальных и лабораторных исследований, выписной эпикриз.

В 2022 году здравоохранение России должно получить полный набор необходимых цифровых документов, чтобы они были доступны каждому пациенту в его личном кабинете.