Цифровая медицина на страже дорожно-транспортных происшествий

Цифровая медицина на страже дорожно-транспортных происшествий

16 Jun 2021
90
Прослушать

Дорожно-транспортные происшествия — это не просто проблема безопасности на дорогах, это проблема общественного здравоохранения. 

Ежегодно в мире в автомобильных авариях по оценкам ВОЗ погибает более 1,35 млн. человек, а десятки миллионов получают травмы. Дорожно-транспортные происшествия являются ведущей причиной смерти и девятой по значимости причиной сокращения срока жизни с поправкой на инвалидность во всем мире. В наши дни дорожно-транспортные травмы входят в число самых распространенных причин потери здоровья. Цифровая медицина, ориентированная на водителей, помогает предотвратить много смертей, травм и страданий.

Так как вождение — сложная задача, которая требует от водителя одновременного правильного взаимодействия с автомобилем и условиями окружающей среды, то важно, чтобы человек за рулем был в состоянии точно воспринимать, обрабатывать и интерпретировать информацию, а также быстро реагировать в ситуации опасности.

Здоровье и физическая подготовка водителей являются важными факторами для прогнозирования качества его вождения и повышения безопасности дорожного движения. Доказано, что водители с физическими и психическими нарушениями здоровья, в состоянии алкогольного опьянения или чрезмерной усталости имеют больше шансов попасть в дорожно-транспортные происшествия, получить или нанести несколько травм участникам движения.

Новейшие разработки для проведения

предрейсовых медосмотров на предприятиях

Предрейсовые медицинские осмотры на предприятиях являются основным залогом безопасности пассажиров на всех видах транспорта. Если в дорыночной экономике система медосмотров работала в обязательном порядке, то новые экономические условия принесли проблемы. Не все коммерческие предприятия имеют финансовую возможность для организации данной затратной процедуры, сложной в кадровом и организационном плане.

Однако применение новых цифровых технологий позволяют практически любой бизнес-структуре создать на своем предприятии автоматизированную систему медосмотров перед рейсом. Она позволяет добиться существенного снижения рисков, которые обусловлены человеческим фактором: заболеваемостью, нарушениями трудовой дисциплины, трудопотерями, авариями.

АСПО

Одной из самых передовых и многофункциональных является система АСПО. Ее функционал не ограничивается автоматизацией медосмотров перед сменой. Система способна выявить ядро проблем, воздействуя на них применяя коррекционные меры.

Ядром проблемы являются водители, входящие группы риска, то есть те работники, которые находясь в состоянии нездоровья или опьянения, могут стать причиной критических ошибок.

Такие угрожающие состояния тонометр не покажет, так как отклонения от норм давления и пульса могут быть минимальны. Но при этом человек испытывает состояние предболезни, стресс, переутомление, усталость, то они состояния могут сказаться на его трудоспособности и привести в конечном итоге к авариям.

Проблемы работников из группы риска:

Влияние медицинских препаратов или алкоголя, депрессивные или стрессовые состояния, переутомление или недосыпание.

  1. Сниженные адаптационные механизмы, сбои в ритме работы сердца.
  2. Сердечно-сосудистые приступы и другие хронические заболевания.
  3. Нейроциркуляторная дистония, развитие опухолевых процессов, язвенная болезнь, кисты внутренних органов, желчекаменная болезнь, диффузное увеличение щитовидной железы, пиелонефрит, грипп, Covid-19 и другие ОРВИ.
  4. Осложнения имеющихся заболеваний.
  5. Психологическая неустойчивость.
  6. Гипертония 1, 2 и 3 степени

Система способна оценить состояние человека более чем по 40 параметров. Среди них:

  • вариационная пульсометрия и ритм сердечной деятельности (корреляционный, спектральный и другие методы анализа);
  • боковое, редуцированное, среднее гемодинамическое, диастолическое и систолическое и артериальное давления
  • форма и скорость распространения пульсовой волны

Методы измерения имеют минимальную погрешность и позволяют точно определить функциональное состояние работника. Тонометры такой точностью не обладают.

Нейросеть накапливает информацию о здоровье сотрудников и на ее основе способна диагностировать начало заболевания, выдать рекомендации для снижения рисков развития болезни и укрепления здоровья.

Используя классические методики оценки сердечно-сосудистых рисков, можно сформировать прогнозы о возможной смерти в течение ближайших пяти-десяти с момента измерения. Эти методы учитывают только общие признаки развития ссз: повышенное артериальное давление, курение, питание, гиподинамия и др.

В отличие от этих обычных методов, RPi является не только более специфичной и чувствительной методикой, но и более персонифицированной. С ее помощью можно проанализировать индивидуальную амплитуду пульсовой волны и сердечного ритма. Машина в автоматическом режиме и с высокой точностью определит возможные риски кардиоваскулярных катастроф и даже назовет сроки, в которые они могут случиться.

Этот способ называется RPi или проприетарной методикой интегральной оценки прогноза сердечно-сосудистых событий, в т. ч. нефатальных и фатальных.

Чувствительность методики имеет высокий показатель – 82%, а специфичность методики – 84%. Определение суммарного риска опасных состояний NPiТМ происходит по прогнозированию последствий любого токсического, наркотического, алкогольного опьянения.

Система автоматически предупреждает медицинского работника о выявленном ею риске. Она сама сообщает об опасном отклонении от психофизиологической нормы работника.

Программно-аппаратный комплекс (ПАК) SafeOperator

Это еще одна новейшая разработка для ежедневного проведения медосмотров в помещениях. Она была зарегистрирована чуть более двух лет назад.

Комплекс позволяет проводить до 30 медицинских осмотров в час. Каждый осмотр выполняется в течение двух минут. Ведется статочетность и электронный журнал.

В комплект комплекса входит:

  • ПК или моноблок с дисплеем для отображения измерений и управления ими;
  • ПО SafeOperator;
  • Тонометр, измеряющий артериальное давление и пульс.

ПАК SafeOperator позволяет осуществлять контроль за самочувствием персонала на протяжении всей рабочей смены. Применение оборудования приводит к снижению затрат предприятия на процедуру осмотров и заполнения документации. Информационная база приватных данных сотрудников имеет высокую степень защиты. Комплекс эффективно выявляет водителей с медпоказателями, которые не соответствуют критериям допуска к выполнению профессиональных обязанностей. Осмотр может проводиться в дистанционном режиме. Вся информация фиксируется в электронном журнале.

Измеряются следующие физиологические показатели сотрудника:

  • давление;
  • пульс;
  • температура;
  • наличие психоактивных веществ
  • уровень алкоголя в крови;

По итогам осмотра система формирует ежедневные, еженедельные и ежемесячные отчеты в формате, доступном для аналитической обработки данных.

Комплекс получил регистрационное удостоверение на медизделия и аттестат соответствия ЦОД.

К комплексу имеется допоборудование —смарт-браслет SafeLife. С его помощью осуществляется мониторинг состояния здоровья водителя и его местоположения в течении рабочего дня. Браслет интегрирован с диспетчерскими программами предприятия и оперативно высылает информацию в диспетчерскую службу о чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах здоровью работника.

Автоматизированная система предрейсового медицинского осмотра водителей «Теле2Мед»

С помощью системы «Теле2Мед» можно контролировать состояние здоровья водителей транспорта или специальной техники перед рейсом и после смены. Система идентифицирует каждого работника с помощью видеокамеры и автоматически измеряет физиологические параметры работника в течение 1-2 минут. Для этого на медицинском терминале размещены тонометр, алкотестер и термометр с подключенными к ним датчиками.

Результаты измерений фиксируются в электронном журнале, к которому есть у медработника доступ. Медик видит показатели и решает, можно ли выпускать работника в рейс.

 «Цифровой медицинский осмотр» – автоматизированная система

ПАК предназначен для выполнения Приказа № 835н о предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах.

С его помощью производится быстрый и достоверный дистанционный медосмотр водителей с видео и фотофиксацией процедуры.

В комплекс входит:

  • автоматизированная система «ЦМО»;
  • измерительная аппаратура и телемедицинское оборудование;
  • круглосуточный пульт для связи с 40 сертифицированными медицинскими специалистами и др.

Комплекс может быть эффективно использован на производственных предприятиях, в различных сложных условиях и в отдаленных локациях. Он интегрируется со всеми информационными системами. С помощью комплекса предприятие может контролировать состояние своих сотрудников, не нанимая для этого специальный медицинский персонал.

Для медицинских учреждений комплекс окажет помощь для скрининга, динамического наблюдения, лечения и реабилитации новых пациентов.

Комплекс используется в 260 ЛПУ, производственных компаниях и государственных учреждениях. В настоящее время он выполняет перед рейсами и сменами по 12 тысяч медосмотров в день.

АСМК – автоматизированная система медицинского контроля

Система предназначена для автоматизации всех видов осмотров водителей: до и после рейса или смены. Возможны осмотры работников других предприятий.

Время прохождения медосмотра не превышает одной минуты. Система строго идентифицирует сотрудников и исключает любые возможности подлога данных. Она контролирует динамическое изменение состояние человека и ведет электронный учет полученных данных. Заключения о допуске сотрудника к работе делает врач или фельдшер на основании полученных системой измерений состояния человека. Система формирует группу риска, выявляя людей с угрозами развития того или иного заболевания. Машина рекомендует им способы оздоровления или обращение к врачу.

Круглосуточный мониторинг системы за состоянием работников на линии позволяет вовремя предупредить угрожающие состояния и не допустить аварий и катастроф из-за плохого самочувствия водителей.

ЮМС «Предсменные осмотры»

Это ПО для автоматизации проведения предсменных медицинских осмотров в медучреждениях и здравпунктах. В него входит:

  • картотека пациентов;
  • электронная медкарта;
  • статистика предсменных осмотров, адаптированная для разных пользователей системы медработников, руководителей организации и подразделений.

ПО интегрирует предсменные осмотры с электронной медкартой, формирует по ним, для дальнейшей аналитической обработки. Вся информация сохраняется в электронном виде и доступна уполномоченным должностным лицам для работы и просмотра.

ПАК «Телемедик»

Этот цифровой комплекс для умного медицинского кабинета позволяет в течение двух минут проводить дистанционный медицинский осмотр работника из любой точки мира.

Полученные данные в режиме онлайн передаются медицинскому специалисту, он принимает решения о допуске работника в рейс или на смену или освобождении его от работы из-за угрожающих показателей самочувствия.

Медику предоставляется следующая информация:

  • видео медосмотра;
  • давление;
  • пульс;
  • количество алкоголя в крови;
  • общая термометрия;
  • результат прохождения теста на употребление наркотических средств и психоэмоциональное состояние.

Комплекс может быть использован в аэропортах, в автотранспортных компаниях, на промышленных и опасных производственных предприятиях.

Программа предусматривает автоматическое формирование отчетов по группам риска водителей и по динамике изменения состояния их здоровья.

 Цифровые устройства, сберегающие жизнь водителей и пешеходов

 В числе частых причин несчастных случаев со смертельным исходом на наших трассах – сонливость. 

Опытные водители применяют несколько практических способов для борьбы с дремотой:

  • Остановка и разминка на свежем воздухе.
  • Умывание холодной водой.
  • Разговор с пассажиром.
  • Чашечка кофе или прием энергетического напитка.

Но, несмотря на профилактические меры, которые советуют автомобилистам останавливаться каждые два часа или не выезжать на дорогу после долгого рабочего дня, ясно, что эти рекомендации не всегда принимаются в расчет и применяются на практике.

Поэтому для борьбы с этими безрассудными водителями производители ввели устройства, предотвращающие засыпание за рулем. 

  • Чтобы определить, когда пользователь начинает дремать, выделяются две системы:
  • камера, которая анализирует движения вашей головы и мигание век. Таким образом, как только вы начнете «резко падать», сработает сигнал тревоги, который вернет вас к порядку;
  • датчики, которые наблюдают за малейшими действиями и действиями вашего поведения. Если они становятся неточными или грубыми, звучит сигнал, побуждающий вас сделать перерыв.

В самых сложных моделях вам даже указана ближайшая зона отдыха.

Цифровые устройства «Антисон» представлены широкой линейкой на рынке и они нужны водителям, чтобы не потерять контроль над дорогой. Нахлынувшая дремота и потеря контроля дороги знакома не понаслышке каждому водителю. Ровная дорога, высокая скорость, плавное движение и комфортный салон способны усыпить человека, находящегося за рулем. Подобная ситуация может закончиться жестоким ДТП.

Но даже эти методы не всегда могут взбодрить задремавшего водителя. Поэтому современные разработчики умных гаджетов придумали для помощи водителям электронное устройство «Антисон».

Сегодня разработано уже несколько модификаций устройства. Но во всех заложен один принцип – устройство ведет электронный мониторинг положения головы человека. Когда человек засыпает, то его голова опускается резко вниз. В этом случае электромеханический датчик, прикрепленный к уху, громким звуком должен разбудить водителя. При поворотах головы по сторонам, когда человек просто ориентируется в дорожном потоке, датчик молчит. Этот прибор помогает минимизировать аварийные ситуации. Но сам человек может по-разному отреагировать после пробуждения на дорожную обстановку. У всех разные скорости реакции.

Интеллектуальный вариант устройства имеет более чувствительный датчик. Он фиксирует то, что происходит до резкого опускания головы засыпающего человека вниз. Датчик определяет по величине поверхностного сопротивления кожного покрова наступление критического момента перехода организма в сонное состояние. И дает сигнал владельцу еще до той секунды, когда он заснет.

Таким образом, датчик улавливает, что биохимические реакции в организме замедлились, в том числе произошли изменения электрического сопротивления кожи. Интеллектуальный «Антисон» производится в виде браслета. Его нужно надевать на запястье. Помимо звукового тревожного сигнала он подает водителю и световые знаки.

Выпускается такое интеллектуальное устройство и в более миниатюрных размерах – в виде перстня. Его надевают на средний или указательный пальцы. Питаются устройства капсюльными батарейками.

Рекламируя свое устройство, разработчики напоминают: самым эффективным способом борьбы со сном является здоровый, полноценный сон.

Так же среди цифровых девайсов для водителей имеются очки «Антисон», которые при наклоне головы на 30 градусов в момент засыпания, издают противный звук. Однако проблемой и недоработкой является то, что устройство не реагирует, если голова водителя склоняется или влево или вправо.

Есть решение в виде камеры, определяющей семнадцать точек на лице водителя и сравнивающей их с базой данных типов лиц. Цель – уловить, когда поза водителя стала вялой или, когда он более чем на секунды закрыл глаза. Если это случилось, то звучит сигнал тревоги. К сожалению, хотя нейронные сети научились хорошо распознавать лица, все еще много ложных сигналов, вызванных движениями головы водителя. 

Однако есть и более эффективные цифровые решения. Холдингом «Росэлектроника», входящим в Госкорпорацию Ростех разработаны системы «Антисон», позволяющие мониторить состояния с применением компьютерного зрения. С помощью этой интеллектуальной видеосистемы можно предупреждать засыпание за рулем, что повысит безопасность транспортных перевозок.
«Антисон» является одним из элементов нейросети, разработанной НПО «Импульс». Прибор находится в кабине машины, с его помощью происходит автоматическая идентификация лица водителя в момент запуска двигателя. Устройство фиксирует мимику, движение глаз и повороты головы. Именно по этим признакам нейронка определяет, что водитель готов заснуть или отвлекся от дороги, ей включаются световой и звуковой сигналы. Информация, касающаяся действий и состояния водителя в режиме реального времени транслируется в центр мониторинга.