Борьба с COVID-19 и цифровая телемедицина

Борьба с COVID-19 и цифровая телемедицина

05 Dec 2020
114
Прослушать

Какие вызовы ставит сегодня перед нами пандемия?

Это рост числа больных COVID-19, нехватка мест для госпитализации, сокращение действующего медицинского персонала в общей лечебной сети (возраст более 65 лет, заболевания, в том числе COVID-19, другие причины).
Наряду с острой необходимостью в госпиталях, в первичном звене здравоохранения необходимо обеспечить охват растущего количества больных с COVID-19 имеющимися кадровыми ресурсами, снизить риски заражения медицинского персонала, найти способы эффективной и безопасной удаленной коммуникации медицинского персонала и населения.
При этом встают задачи удаленного мониторинга и телемедицинского контроля: регулярный сбор медицинских данных и показателей самими амбулаторными больными, передача данных медицинским работникам, контроль динамики состояния, обратная связь, коррекция терапии, контроль поражения легких – организация КТ, своевременная госпитализация. 
Для решения всех этих задач нужны инструменты. 
Из регионов Российской Федерации все чаще приходит информация об открытии телемедицинских антиковидных центров. В них, в настоящее время, используется аудио- и видеосвязь врача и пациента.

Разработчики медицинской цифровой организационно-технической системы

«История здоровья» предлагают провести реинжиниринг технологии сбора и ввода медицинских данных в первичном звене здравоохранения, вовлечь пациентов в процесс (когда данные будут собираться не только врачом, но и пациентом). При этом автоматизированный доврачебный сбор информации о состоянии здоровья пациента достигается с помощью бесплатного мобильного приложения.

Это дает огромную экономию времени приема врача на сборе и вводе информации, возможность большего внимания на общение с пациентом и принятие решений. Авторы считают, что технология «цифрового портрета здоровья», создаваемого самим пациентом, позволит реализовать систематический массовый мониторинг состояния здоровья населения, заблаговременное предупреждение, раннее выявление и своевременное лечение заболеваний, разрабатывать системы поддержки принятия врачебных решений и систем искусственного интеллекта на основе формализации медицинских данных.

В ситуации пандемии, для дистанционного мониторинга всех температурящих и больных COVID-19 с легкой и средней тяжестью течения разработчики предложили три программных инструмента работающих автономно от МИС ЛПУ и не требующих интеграции с ней – приложения для пациента, врача и администратора центра COVID-мониторинга.

Приложение пациента собирает медицинские данные, приложение врача позволяет просматривать собранные пациентом данные как по отдельности, так и в динамике. При этом регулярный сбор и анализ данных образуют мониторинг. Журнал мониторинга администратора центра COVID-мониторинга (на уровне ЛПУ, филиала или одного врачебного участка) позволяет организовывать и контролировать коммуникации больных и медицинского персонала, переносить информацию в МИС ЛПУ.

Для визита врача на дом в условиях города необходимо от 15 минут, для телефонного звонка и заполнения чек-листа около 5 минут. Ресурс «COVID-мониторинг» позволяет затрачивать на регулярный контроль состояния одного больного в среднем одну минуту. Это достигается наличием на экране приложения врача таблицы мониторинга с объективными и субъективными показателями пациента, возможностью обратной связи с коррекцией лечения. Пациент видит что за ним регулярно наблюдают. Один выделенный врач может наблюдать за несколькими сотен больных, передавая данные о тяжелых случаях в службу неотложной помощи.

В мобильном приложении «История здоровья» работает и опросник «Риск коронавируса». Это инструмент самоконтроля – при появлении факторов риска, рекомендует немедленно удаленно обратиться к врачу, а при их отсутствии напоминает о профилактических мерах. Он предназначен также для удаленной курации прикреплённых контингентов (коллективов работников, находящихся на самоизоляции больных, контактировавших и здоровых лиц), уменьшения, или исключения, времени непосредственного контакта пациентов и медработников с целью защиты от вируса, разделения потоков пациентов с целью предотвращения инфицирования.

Во время пандемии сильно пострадала плановая медицинская помощь населению. Доврачебные диагностические опросники (их 31) бесплатного мобильного приложения «История здоровья» могут стать первым безопасным этапом маршрута пациента за необходимым обследованием и лечением.

При интеграции «Истории здоровья» с медицинскими информационными системами данные анамнеза пациентов могут быть перенесены в МИС до или прямо во время приема у врача. Интеграция с МИС освобождает врачу время для общения с пациентом и принятия решений.
Один из основных камней преткновения в медицинских информационных системах - персональные данные пациентов. Они в системе «История здоровья» отсутствуют. Данные анамнеза хранятся в закодированном обезличенном виде. Идентификация происходит при коммуникации по персональному цифровому коду.

Еще одной важной стороной использования технологии «цифрового портрета здоровья» для телемедицинских консультаций является юридическая поддержка принятия решений для врача через документированный результат опроса, заполненный и отправленный самим пациентом.