Арт-терапия при помощи виртуальной реальности

Арт-терапия при помощи виртуальной реальности

05 Dec 2019
85
Прослушать

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) уже используется в медицине для обучения хирургов и врачей в травмопунктах, борьбы с фобиями и даже для ранней диагностики болезни Альцгеймера. Исследователи Дрексельского университета в США уже сделали первые шаги по применению виртуальной реальности и в области арт-терапии.

"Арт-терапия основана на идее, что творческое самовыражение с арт-терапевтом облегчает общение и решение проблем, снижает торможение, облегчает депрессивные симптомы и способствует развитию личности", - говорит Гирия Каймаль, главный автор исследования, опубликованного в Journal of Art Therapy Association, в котором участвовали 17 человек.

Исследователей интересовала оценка потенциала виртуальной реальности в арт-терапии, так как она позволяет создавать уникальные ощущения, позволяет погружаться в трехмерное творчество, а также размещать людей в индивидуальной среде, которая может помочь им восстановиться после различных психологических условий.

Двенадцать женщин и пять мужчин участвовали в погружении в виртуальную реальность, в которой они могли создавать произведения искусства в течение примерно 20-25 минут. После этого волонтеров попросили сохранить и обсудить их работу с арт-терапевтом.

Участники в основном рассказывали о том, как они наслаждались полученным опытом и как им удалось сбежать в другой мир, мир творчества и свободы.

Трехмерное произведение искусства виртуальной реальности, созданное участником исследования

Большинство участников эксперимента сообщили о том, что ощутили воодушевление от пребывания в воображаемом пространстве, которое не похоже ни на что, что существует в материальном мире. Некоторые, однако, были разочарованы отсутствием ощутимого физического контакта со своим окружением, а в некоторых случаях этот опыт приводил к дезориентации.

В исследовании применялась гарнитура виртуальной реальности HTC VIVE, пульты дистанционного управления и контроллер Leap Motion. В системе использовалось программное обеспечение Google Tilt Brush, которое позволяет рисовать изображения в 3D среде, Kodon - приложение для скульптуры и Nature Treks, позволяющее создать расслабляющую атмосферу для людей.

Как считают авторы исследования, VR-ориентированное самовыражение является воплощением визуального выражения, генерирует новые художественные и воображаемые реакции. Уникальные особенности арт-терапии в виртуальной реальности были определены как положительные эмоции, игра и исследование, обучение и приобретение мастерства, упрощение доступа и хранения. По мнению исследователей, VR обладает потенциалом для улучшения психологического здоровья и благополучия посредством творчества, развития воображения, интерактивности и решения проблем.