20% всех смертей можно было бы предотвратить, если бы города были лучше спроектированы

20% всех смертей можно было бы предотвратить, если бы города были лучше спроектированы

09 Aug 2021
45
Прослушать

По прогнозам, к 2050 году почти 70% населения мира будет жить в городах, по сравнению с 55% сегодня. Самый быстрый рост городов происходит в Азии и Африке, где также наблюдается быстрый рост числа людей, страдающих и умирающих от сердечно-сосудистых заболеваний.

Влияние неинфекционных заболеваний на здоровье населения мира растет. По прогнозам ученых, к 2030 году на них будет приходиться 77% глобального бремени болезней. Сердечно-сосудистые заболевания - самый распространенный тип, ответственный за 44% всех смертей, связанных с этой категорией.

Ученые из университетского медицинского центра в Майнце (Германия), изучают, как урбанизация усугубляет риски таких заболеваний и пытаются понять, можно ли использовать городское планирование для защиты их здоровья.

В этом исследовании обобщены имеющиеся данные о влиянии нескольких городских экологических рисков. К ним относятся загрязнение воздуха (более половины смертей в мире от загрязнения воздуха вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями), транспортный шум (который повышает риск метаболических заболеваний, увеличивая уровень гормонов стресса, частоту сердечных сокращений и кровяное давление), световое загрязнение в ночное время (связанное с изменением циркадного ритма, который связан с такими состояниями, как ожирение и сердечные заболевания).

В исследовании говорится о том, как связаны здоровье человека и изменение климата, и что можно сделать, чтобы помочь. Городская инфраструктура разрушается, а население страдает от последствий экстремальных погодных условий, наводнений и теплового стресса. Ученые говорят о такой взаимосвязи здоровья человека и благополучия природных систем, от которых мы зависим, как о планетарном здоровье. Все чаще это рассматривается как руководящий принцип, который должен определять всю городскую политику.

Планирование городов, учитывая цели здравоохранения

Строительство городов для автомобилей и разрастание городов поощряет использование автомобилей, пробки, загрязнение воздуха и шум. Типичный пример такого градостроительства - это Москва. В результате возрастает стресс, дорожный травматизм, гиподинамия, ухудшается здоровье в целом и увеличивается количество смертей.

Из этого следует, что нам нужны лучшие проекты городов. Исследования показали, например, что 20% всех смертей можно было бы предотвратить, если бы дизайн городов соответствовал рекомендациям по физической активности, загрязнению воздуха, шуму, теплу и зеленым насаждениям.

Авторы из Майнца выделили четыре модели городов, которые можно назвать здоровыми. Первая - компактный город: высокая плотность населения, прямой общественный транспорт и обилие зеленых насаждений. Австралийский Мельбурн в настоящее время преобразуется в этом направлении.

Вторая модель - это город-суперблок. Здесь кварталы ограничены магистральными дорогами, в пределах которых пешеходы и велосипедисты имеют приоритет, а движение транспорта разрешено только в жилых районах, с ограничением максимальной скорости. В Барселоне такое городское планирование, по оценкам, позволяет предотвратить почти 700 преждевременных смертей в год от загрязнения воздуха, шума дорожного движения и жары.

Между тем, т.н. "15-минутный город" недавно вновь обрел популярность как средство восстановления после пандемии. Идея, с которой Анн Идальго, мэр Парижа, начала свою перевыборную кампанию в 2020 году, заключается в том, чтобы все жители могли легко удовлетворять свои основные потребности (покупка продуктов, школьные дела) в 15 минутах ходьбы или езды на велосипеде от своего дома.

Наконец, модель города без автомобилей, успешным примером которой является район Вобан во Фрайбурге в Германии, сокращает ненужный частный трафик и обеспечивает легкий доступ к активному и общественному транспорту.

Все четыре модели спроектированы таким образом, чтобы способствовать активному передвижению и минимизировать использование автомобиля. Это, в свою очередь, снижает уровень загрязнения воздуха, шума и жары и повышает физическую активность, что улучшает здоровье сердца.

Несмотря на все эти преимущества, эти модели не учитывают разрастание городов, которое характерно для наиболее быстро растущих городов по всему миру. Без должного учета исторических и местных условий пространственной сегрегации, как, например, в городских центрах Южной Африки, 15-минутный город может непреднамеренно усугубить пространственное неравенство.

Аналогичным образом, неформальные способы, с помощью которых жители этих городов осваивают окружающую среду, требуют различных подходов для поощрения активного образа жизни. В Индонезии, Колумбии, Руанде, Нигерии и других странах люди все чаще реализуют временные программы - например, дни без автомобиля - для пропаганды активного образа жизни. Эти инициативы крайне важны, как и тщательное изучение пользы для здоровья, которую они приносят.

Учитывая сложности городов

Для решения сложного вопроса о том, как связаны неинфекционные заболевания и воздействие окружающей среды, в исследовании, проведенном в Майнце, предлагается так называемый экспозиционный подход, определяемый как совокупность воздействий на окружающую среду из различных источников.

Такие вещи, как загрязнение воздуха, зеленые насаждения и жилье, очевидно, взаимосвязаны. Размышления о том, что они вносят различный, взаимосвязанный вклад в наше воздействие на городскую среду, могут помочь понять, как все вместе они вызывают ухудшение здоровья, и как социально-экономический статус влияет на степень их воздействия.

Исследование выявило несколько пробелов в знаниях, включая необходимость более совершенных инструментов для оценки воздействия окружающей среды и более широкого участия граждан, чтобы такие оценки отражали реальный жизненный опыт людей. Однако, что особенно важно, в исследовании не учитывается тот факт, что существующие модели ориентированы на Запад. Например, быстрое увеличение количества машин в России связано, в частности, с тем, что наличие машин с советских времен считалось признаком повышения социального статуса.

Не учитывается также коррупционная составляющая, которая становится причиной того, что сегодня во многих городах, в частности, в России, застраивается каждый "живой" участок, не принимая во внимание здоровье живущих в таких городах людей.

Урбанизация, происходящая в Азии и Африке, сильно отличается от той, которая лежит в основе городов Европы и Северной Америки. Например, проведенное в 2014 году исследование факторов городской среды и физической активности среди подростков в Нигерии показало, что активное передвижение - ходьба и езда на велосипеде - среди девочек и женщин не одобряется. Поэтому в рекомендациях следует учитывать конкретные культурные и социальные нормы, чтобы избежать усиления неравенства в области здравоохранения и социального неравенства.

В итоге, будь то транспорт, источники энергии или варианты жилья, существует настоятельная необходимость рассмотреть все городские факторы, которые влияют на наше благополучие. Это сделает городских дизайнеров и планировщиков де-факто профессионалами в области здравоохранения, которые будут нести ответственность за сохранение здоровья человека и планеты.

По материалам European Heart Journal, University of Cambridge, Fast Company, MDPI, WIT Press, Australian Planner.