Круглый стол по телемедицине. Субъективно.
Нижеследующий текст является частным мнением главного редактора и не выражает ничьей официальной позиции.
Что было?
19 мая 2016 года состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на тему «Телемедицина: проблемы и перспективы». Председательствовал глава Комитета Леонид Левин.
Кто был?
Представители следующих организаций и учреждений: Российская академия наук, Министерство здравоохранения, ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», РАЭК, МГМУ им. И.М. Сеченова, ООО «Инвитро», НИИ ревматологии им. В.А. Насоновой, «Центр Интернет-технологий», «Нефросовет», НИИ урологии им Н.А. Лопаткина, ООО «Яндекс», НМХЦ им. Н.И. Пирогова, ФРИИ, клиника «Чайка», центр им. В.А. Алмазова, партия «Единая Россия», Институт развития Интернета, ООО «Медицинские компьютерные системы», ГКБ №13, MedAboutMe. Простите, если кого-то забыл.
Что обсуждали?
Законопроект о телемедицине, точней, о поправках в существующее законодательство.
Телемедицина: проблемы и перспективы. Фото duma.gov.ru" src="http://evercare.ru/sites/default/files/47c18bac69c46223fe8ca08a9f9fdea3…" />
Что запомнилось?
По подтемам.
Актуальность. Первое, что хотелось бы отметить – решительный настрой парламентариев, представителей бизнеса, профессионального сообщества. Практически все участники круглого стола утверждали, что закон крайне актуален. Так, например, Министерство транспорта в свое время пыталось инициировать в законодательстве изменения, которые бы позволили проводить предрейсовый осмотр дистанционно в том числе, но отсутствие соответствующих норм в 323 ФЗ подобное выполнить не позволило. Коллеги упоминали, что очень часто так или иначе предоставляют полезную информацию удалено ряду своих пациентов.
На мой взгляд, это как раз та ситуация, когда реальная практика вынуждает создать механизмы регулирования на государственном уровне. Постфактум телемедицинские услуги уже существуют и оказываются. Ряд клиник предлагает, например, программы наблюдения, в которых может быть заложен мониторинг показателей дистанционно (глюкоза крови, артериальное давление), можно позвонить дежурному врачу при острой необходимости и т.д..
Безопасность данных, авторизация и аутентификация. Обработка персональных данных пациента проводится согласно соответствующему закону. Для авторизации и идентификации врачей, оказывающих телемедицинские услуги, было в том числе предложено закрепление на федеральном уровне регистра врачей. Пациенту предлагаются любые виды аутентификации, в том числе упрощенные, когда фактически личность подтверждается сканом паспорта.
Реестр врачей с соответствующими допущениями может стать прорывным решением: врачу для проведения телеконсультаций, например, не нужно все оборудование и прочие условия, указанные в порядках оказания медуслуг. Фактически, врач может делиться своей экспертизой, имея только компьютер и доступ в интернет. Урологу фиброскоп, обязательный для получения лицензии, в дистанционной консультации абсолютно не нужен. А вот произойдет ли это на самом деле – большой вопрос. Реестр может стать инструментом аутентификации врача, что позволит определять его персональную ответственность при фиксировании результатов телемедицинских услуг.
Второй вопрос, который меня беспокоит: а нужна ли обязательная аутентификация пациента? Для чего собственно нужна аутентификация? Для учета услуг, при оплате услуг страховыми компаниями, для решения судебных вопросов. Однако практика анонимных консультаций в отдельных случаях существует и при очных приемах и обследованиях. Мое мнение состоит в том, что пациенту надо дать право выбора. Анонимность не означает освобождение от ответственности врача.
Провайдер телемедицинских услуг. Было высказано предложение о том, что необходимо введение понятия провайдера телемедицинских услуг. Т.е. некоего юридического лица, которое является техническим посредником, отвечает за безопасность данных, программно-аппаратную составляющую. Был выдвинут контраргумент о том, что телемедицинские центры учреждений вполне могут справиться с поставленными задачами.
Я считаю, что провайдер нужен, телемедицинские центры не справятся с задачами в полном объеме. Телемедицинский центр может производить обработку полученных данных, осуществлять связь с пациентом. А вот хранить данные согласно 152 ФЗ смогут единицы. Спроектировать и поддерживать собственный ЦОД? Вместе с тем организации, профессионально занимающиеся хранением и безопасностью данных, вряд ли захотят, как участники процесса, получать лицензию на оказание медуслуг. Помимо этого именно провайдер, заинтересованный финансово, может стать драйвером в формировании рынка телемедицинских услуг.
Персональные медицинские устройства. Регистрация медицинских устройств в настоящее время требует больших финансовых вложений и много времени. Необходимо введение нового класса персональных устройств, чья регистрация может быть упрощена.
Лицензия. Телемедицина не должна лицензироваться отдельно. Это не есть самостоятельная отрасль, а инструмент взаимодействия специалистов, среднего персонала и пациентов.
Когда примут закон?
Мое мнение: вступит в силу в 2017 году.
Появятся ли сразу после этого телемедицинские услуги?
Нет. Принимаемый закон крайне необходим, но он «рамочный». Дальнейшее регулирование телемедицинских услуг будет происходить согласно подзаконным актам Минздрава. В какой специальности, что именно и как помогать дистанционно решать будет Минздрав. А ему могут помочь в решении научные центры.
_______________________________
Напоследок. Для меня символичным было то, что мнение представителя пациентской организации было выслушано в числе завершающих.
Я думаю, что закон будет принят. Очень много игроков в этом заинтересовано. Минздрав не занимает активную оборонную позицию. Я надеюсь, что дальнейшее форсирование событий «извне» так же не ослабеет вплоть до формирования полноценного рынка телемедицинских услуг. С другой стороны, если у кого-то есть некие завышенные ожидания, то спешу напомнить, что появление поправок в 323 ФЗ еще не разрешит повсеместно дистанционно консультировать пациентов или ставить диагнозы по whatsapp’у, даже если снимок прислала медсестра приемного отделения. Минздрав будет принимать нормы, стандарты, порядки, рекомендации. Зарегулированность услуг жизнь не упростит, но выведет всех в нормальное правовое поле.
*фото duma.gov.ru