Как смартфоны делают нас глупыми

24 Sep 2019
663
Прослушать

Сейчас в мире работает 3,3 миллиарда смартфонов - революция в области смартфонов была феноменальной, но глубокое воздействие на наш мозг и его функции уже начинает ощущаться. Исследования показывают, что смартфоны делают нас глупее, менее социальными, более забывчивыми, более склонными к зависимости, бессоннице и депрессии, плохо ориентирующимися на местности - так почему же мы даем их детям?

Недавние запреты на использование мобильных телефонов в школах Франции, некоторых штатах Австралии, обсуждение этой возможности в США привели к тому, что некоторые родители и дети начали активно этому сопротивляться, несмотря на проведенное исследование, показавшее, что большинство людей поддерживают такой запрет. Многие родители надеются, что эти умные устройства помогут их ребенку научиться быть технически подкованными, развивать свои творческие способности и использовать эти крошечные компьютеры для ускорения обучения. Однако все больше фактов свидетельствует о том, что смартфоны делают обратное: вместо того, чтобы делать нас умнее, мобильные устройства снижают наши когнитивные способности уже измеримыми способами.

Существует множество доказательств того, что информация, которую мы узнаем на цифровом устройстве, не очень хорошо сохраняется в нашей голове и не передается в реальный мир. Мы реагируем на множество сигналов, привлекающих внимание, и не концентрируемся. Смартфоны не только влияют на нашу память и концентрацию, исследования показывают, что они вызывают привыкание - до такой степени, что они могут стать "шлюзом для наркотиков", делая потребителей более уязвимыми к другим зависимостям.

Смартфоны также связаны со снижением социального взаимодействия, плохим качеством сна, плохой ориентацией в реальном мире и депрессией. И страшно видеть, насколько сильно они используются детьми с самого раннего возраста.

Смартфоны делают нас склонными к зависимости.

Исследования свидетельствуют, что все зависимости основаны на одной и той же тяге к дофаминовой реакции, будь то наркотики, азартные игры, алкоголь или телефонная зависимость. Когда дофаминовая реакция падает, необходимо увеличить дозу, чтобы получить тот же результат, и в следующий раз вы хотите немного больше. С точки зрения неврологии, все зависимости выглядят одинаково.

Есть также много исследований, доказывающих, что как только мы формируем зависимость от чего-то, мы становимся более уязвимыми к другим зависимостям. Это касается не только перехода от легких наркотиков к тяжелым, но и связи "смартфонной зависимости" с более опасными для здоровья зависимостям. Неврологические реакции остаются теми же самыми.

Может ли смартфон ребенка действовать как "шлюз"? Многие из приложений, которые пользуются огромной популярностью на смартфонах и планшетах, используют десятилетия исследований в области неврологии и психологии, которые призваны вызывать привыкание. У таких приложений много звуков и иконок, которые должны привлекать внимание, в них есть элементы, которые двигаются и мигают, поэтому человек постоянно сохраняет свое внимание на них. Все это используется уже издавна - такие исследования в свое время заказывали казино, что удержать людей в сфере своего воздействия.

Чем больше времени дети тратят на цифровые устройства, тем менее чувствующими они становятся, и тем меньше они способны обрабатывать и распознавать выражения лица.

Смартфоны делают нас антисоциальными

Цифровые взаимодействия заметно отличаются от личных взаимоотношений, и это вызывает беспокойство, потому что дети учатся взаимодействовать и сотрудничать, наблюдая и имитируя выражения и реакции других людей.

Чем больше времени дети тратят на цифровые устройства, тем менее эмпатичными они становятся, и чем меньше они способны обрабатывать и распознавать выражения лица, тем меньше их способность к реальному общению друг с другом и тем меньше их желание вникать в чувства своих собеседников. Мы понимаем, что чувствует человек и как он на нас реагирует, глядя на выражение лица и язык тела, но когда люди фокусируются на экране, они теряют эти подсказки, одновременно теряя способность сопереживать. Это особенно опасно для наших детей, потому что дети, якобы взаимодействующие друг с другом через свои смартфоны, не замечают тонких сообщений от другого человека об их проблемах и чувствах, нуждах и идеях. Люди перестают смотреть друг другу в лица и это потом тяжело отражается на их собственной внутренней жизни, особенно такой ранимой, как у детей.

Плохое социальное взаимодействие не ограничивается детьми, родители также могут стать жертвами своих маленьких экранов, которые отвлекают их от активностей вместе с ребенком и разговоров с ним, это же касается отношений с друзьями и членами семьи.

Смартфоны делают нас забывчивыми

Многолетние исследования показывают, что люди, которые читают что-то на экране, помнят на 10-30% меньше материала по сравнению с чтением того же материала на бумаге. И даже если люди что-то изучают на своем цифровом устройстве, им не всегда легко перенести эти умения в реальный мир. Это было проверено в ходе серии исследований с детьми, которые учатся строить проект с "цифровыми" блоками, а затем пробовать проект с реальными блоками. Очень часто у них не получается и они начинают все с нуля.

Смартфоны также постоянно прерывают наш ход мыслей с помощью уведомлений и гудков, предназначенных для того, чтобы люди могли стать "многозадачными", хотя наш мозг не способен к этому. Мы должны переключать наше внимание с одной вещи на другую, и каждый раз, когда мы переключаемся, это приводит к затратам наших ресурсов внимания. Через несколько часов после этого мы становимся очень напряженными - наш "стек переполняется" и это также заставляет нас забывать разные вещи.

Недавно в Норвегии было проведено исследование, в котором ученые хотели понять, насколько хорошо дети помнят то, чему они научились на своих смартфонах. Одна группа учащихся получила информацию на экране, вторая группа получила такую же информацию на бумаге. Обе группы были протестированы, чтобы понять, насколько хорошо они запомнили изученное.

Выяснилось, что дети, получившие бумажную версию, вспоминали больше материала. При этом дети с электронной версией, как выяснилось, оказались в более стрессовом положении.

Смартфоны нарушают наше чувство ориентации

Исследования показывают, что на наше чувство направления и способность связывать его с местом негативно влияет использование нашего смартфона.

Навигация использует гиппокамп, который является той же частью мозга, что мы используем для эпизодической памяти, позволяющей помнить, что произошло, когда и что важно - где. Проведенные в свое время в Лондоне эксперименты с участием местных таксистов показали, что запоминание больших карт привело к увеличению у них размеров гиппокампа. Обратное может произойти, если мы не будем использовать наш мозг и память для навигации. Наш мозг такой же, как и наши мышцы. Мы либо используем его, либо он ослабевает. Иными словами, если мы используем для определения направления навигатор в смартфоне, а не мозг, то со временем мы потеряем эту способность.

В ходе одного исследования в США были протестированы две группы студентов во время экскурсии по университетскому кампусу - одна группа использовала бумажную карту, а другая - смартфоны. Выяснилось, что благодаря бумажным картам студенты не только лучше помнят место, но и чувствуют себя более эмоционально связанными с кампусом. Это связано с тем, что они обращали внимание на многие детали, на то, что было вокруг них, и что происходило там.

Смартфоны делают нас сонными, одинокими и подавленными

Многочисленные исследования связывают использование смартфона с бессонницей и беспокойством. Другие исследования показали, что чем больше у человека друзей в социальных сетях, тем меньше у него друзей в реальной жизни, тем меньше у него реальных контактов и тем больше вероятность депрессии. В частности, недавнее исследование, проведенное в США среди более чем 500 000 подростков, показало, что за последние пять лет депрессия среди девочек-подростков значительно возросла.

Смартфоны также влияют на наши чувства и социальную активность, и пугающие данные показывают, что годовалые дети, родители которых регулярно пользуются смартфонами, имеют более плохое восприятие мимики. Ведь чтобы научиться этому, нужно смотреть на людей и получать эмоциональный отклик, видеть сочувствие и понимать его. Мама, постоянно "сидящая в телефоне", обкрадывает своего ребенка.

Все эти побочные эффекты нашего увлечения цифровыми гаджетами являются тревожным звонком и требуют реагирования, особенно от родителей. Мы должны научить наших детей быть инновационными и творческими, сочувствующими и любопытными. И постоянное "погружение" в цифровое устройство никогда не научит их этому.

Использованы материалы Macquarie University, Psychology Today, South China Morning Post.