Чатбот как инструмент экономии в здравоохранении
Данные нового исследования "Digital Health: Vendor Analysis, Emerging Technologies & Market Forecasts 2017-2022", которое представила компания Juniper Research, свидетельствуют о том, что адаптация чатботов в мировой системе здравоохранения позволит к 2022 году получать ежегодную экономию в размере $3.6 млрд. В текущем году такая экономия составит по предварительным оценкам $2.8 млн. Такой рост означает ежегодный рост в 320%, при этом главным драйвером роста станут чатботы на базе систем искусственного интеллекта.
Чатбот или виртуальный собеседник (от англ. Chatterbot) - это компьютерная программа, которая создана для имитации общения человека при разговоре с одним или несколькими собеседниками. Грубо говоря, это изображение человека на экране монитора компьютера или планшета, которое способно общаться, отвечать на вопросы, и предлагать совершить определенные действия на основании информации, которую пользователь предоставляет во время разговора. Причем некоторые такие системы уже сейчас способны воспринимать естественную человеческую речь посредством ее обработки специальными алгоритмами.
Используя сложные программы типа "виртуального помощника или собеседника" на базе алгоритмов искусственного интеллекта и баз знаний, пациенты смогут быстрее и легче получать доступ к медицинскому обслуживанию. При этом обеспечивается снижение нагрузки на перегруженную систему здравоохранения и организуется более эффективное взаимодействие.
Несмотря на то, что применять такие системы начали во многих странах, например, в британской Национальной системе здравоохранения, в ближайшие пять лет на этом рынке будут доминировать регион Дальнего Востока и Китая. Свыше половины ежегодной экономии, полученной за счет применения чатботов до 2022 года, придется на этот регион. Учитывая очень различающееся качество медицинской помощи, которое присуще медицинским организациям в этой части света, в частности, в Китае, системы типа "виртуального медицинского работника" будут полезными для того, чтобы направить пациентов к нужным специалистам или сервисам, что в свою очередь будет драйвером адаптации этих решений.
Согласно исследованию, чатботы, используемые для сортировки пациентов, могут оказать очень сильное влияние на эффективность системы здравоохранения. При этом Juniper Research настоятельно рекомендует медицинским организациям и производителям IT-систем сфокусироваться на преодолении существующего очень плохого уровня интероперабельности* медицинских информационных систем для того, чтобы чатботы могли максимально использовать свои возможности и принесли максимальную пользу. При этом аналитики подчеркивают важность обеспечения безопасности информации, для того чтобы пациенты доверяли таким виртуальным собеседникам.
Кроме того, исследование показало, что чатботы сталкиваются с серьезными проблемами в развитых системах здравоохранения, например, в США и Великобритании. Системы на зрелой стадии развития, как правило, более консервативны при внедрении новых технологий, чем другие, что часто приводит к неэффективной работе.
* Интероперабельность — это способность продукта или системы, интерфейсы которых полностью открыты, взаимодействовать с другими продуктами или системами без каких-либо ограничений доступа и реализации.