Цифровая медицина не для стариков и бедных?

06 Aug 2016
1590
Прослушать

Доступны ли технологии цифровой медицины людям, которые нуждаются в них больше всего? Именно на этот вопрос пробуют ответить две недавние публикации - отчет о небольшом исследовании пациентов с низким уровнем медицинской грамотности, проведенном фондом Commonwealth Fund и статья об исследовании, опубликованная в Journal of the American Medical Association (JAMA), где рассматривается использование цифрового инструментария 7000 пожилых людей за четыре последних года.

В исследовании Commonwealth Fund наблюдались 26 пациентов с низким доходом, использующих 11 популярных и имеющих неплохой рейтинг приложений для лечения диабета, депрессии, помощи при уходе за больными. 70% этих людей оценивались, как имеющие низкий уровень медицинской грамотности. Исследователи дали им конкретные инструкции, как использовать эти приложения и затем опросили их об опыте их использования. Они обнаружили, что пациенты испытывали проблемы с ручным вводом данных и часто не понимали, какую информацию от них ожидают. Все приложении включали в себя ручной ввод, но участники эксперимента смогли выполнить только половину поставленных им задач без внешней помощи.

Аналогично доставила массу проблем и задача извлечения данных из приложений, они справились только с 79 из 185 задач получения информации из этих программ.

По мнению исследователей, такие приложения должны иметь кнопки большего размера и более простой интерфейс. Кроме того, авторы приложений должны более подробно объяснять цель различных действий, т.е., например, сказать диабетику, почему важно вводить информацию о его пище.

В отчете, опубликованном в JAMA, описан четырехлетний эксперимент, в рамках которого врачи опрашивали пациентов (сначала было 7690 пожилых людей, к концу их осталось только 4355, а остальные или умерли, или перестали участвовать в исследовании). Пациентов спрашивали, используют ли они Интернет для следующих задач: обновить рецепты, обратиться к врачу, решить вопросы по поводу страховки, найти информацию о состоянии здоровья.

За период с 2011 по 2014 год уровень использования Интернета в этой группе повысился, но незначительно. Доля стариков, которые использовали цифровые технологии увеличилась с 21% в 2011 году до 25% в 2014 году. Процентная доля тех, кто использовал Интернет для всех четырех задач увеличился с 1,1% до 1,8%. За этот период 14% пожилых увеличило количество таких задач, а 10% - уменьшило. Из всех задач больше всего увеличение связано с желанием получить информацию о здоровье и связаться с врачом, а вот обновление рецептов и страховые вопросы менее всего интересовали пациентов.

Что интересно, почти все участники эксперимента (средний возраст 75 лет) имели мобильные телефоны (76%) и компьютеры (64%), но использовались эти устройства в основном для email и написания текстов.

Как пишут авторы исследования Дэвид Ливайн, Стюарт Липситц и Джеффри Линдер:

Цифровая медицина не "добирается" до стариков и связано это с социально-экономическим неравенством, что вызывает озабоченность по поводу ее возможности как-то улучшить качество и стоимость их лечения. Будущие инновации должны концентрироваться на простоте использования, обеспечении строгого соблюдения лечебных правил, а также масштабируемости, что позволит улучшить доступность и эффективность цифровой медицины для пожилых людей.