Фармацевтические компании и телемедицина

23 May 2019
1125
Прослушать

В продолжение разговора о конгрессе по телемедицине-2019 в Новом орлеане хотелось бы поговорить о роли фармацевтических компаний, электронного здравоохранения и перспективных точках развития.

Из всего рынка медицины оборотом в 7 триллионов долларов оборот фармацевтических компаний составляет 1,6 триллиона долларов в год. Это огромный, всегда стабильный рынок, имеющий определенные устоявшиеся базисные правила. Фармацевтические компании знают, как правильно вести бизнес и зарабатывать деньги. Даже кризис 2008 года практически никак не повлиял на их доходы и вложения, на развитие новых направлений фармацевтических компаний. Однако как и любые, даже устоявшиеся направления бизнеса, они должны развиваться. Фармацевтические компании сейчас внимательно обращают свой взгляд на состояние электронного здравоохранения – это тот самый драйвер, который активно влияет на всю отрасль здравоохранения.

Здесь есть несколько основных перспективных направлений, где фармацевтические компании используют эти технологии. К примеру, они используют искусственный интеллект для поиска новых препаратов, а также применяют технологии, направленные на доставку этих препаратов, аптеки. Однако в целом все эти технологии находятся на начальном этапе развития, и фармацевтические компании заинтересованы в том, чтобы более широко использовать возможности информационных технологий в медицине и вкладывать в них деньги.

Фармацевтические компании и <a href=телемедицина, Инфографика" src="https://evercare.ru/sites/default/files/farmacevticheskiye-kompanii-i-t…" title="Фармацевтические компании и телемедицина" />

RND фармацевтических компаний достаточно стабилен, и если сравнивать со всем RND в мире в различных направлениях, будь то космических, военных или информационных технологий, RND в фармацевтическую отрасль составляет порядка 260 миллиардов долларов в год. Это огромные суммы, которые компании используют на поиск и создание новых молекул, на их апробацию и внедрение в клиническую практику. Сам процесс от поиска молекулы до этапа продажи составляет порядка 10 лет, и компании вкладывают в это около 1,5 миллиарда долларов. Это огромные суммы, и очевидно, что часть этих денег можно направлять на развитие информационных технологий.

Среди интересов фармацевтических компаний в этом вопросе находится и использование информационных технологий, искусственного интеллекта для поиска и разработки новых молекул. Это и технологии, направленные на вовлечение пациентов в охрану своего здоровья. Это технологии, благодаря которым пациент отслеживает состояние своего организма через мобильные приложения, по которым ему предлагаются фармацевтические медикаментозные решения, которые можно использовать для лечения. Те же самые информационные технологии позволяют своевременно доставлять эти препараты и напоминать пациенту о времени приема (различные идентификации, электронные таблетницы). Сегодня препараты могут быть даже отправлены пациенту по подписке после того, как, к примеру, электронная таблетница получает информацию о том, что его запас исчерпан.

Самый важный аспект для использования таких информационных технологий, представляющий интерес фармацевтических компаний, заключается в том, чтобы пациент сохранял приверженность терапии и продолжал ее использовать. Все современные m-health технологии к этому и ведут.

Немаловажный аспект, при котором большую роль играют информационные технологии — это доставка препаратов, или электронные аптеки. Даже в России выделяются такие игроки – к примеру, «еАптека», «Пилюли.ру», основные продажи которых осуществляются за счет интернет-продаж. У многих дистрибьюторов, например «Аптека.ру», есть свои электронные аптеки, с помощью которых они пытаются доставлять препараты.

Есть и новые интересные игроки - к примеру, Ozon. Это огромная ритейлерская компания, которая начинала с продаж книг по образу «Amazon», а сейчас продает и электронные гаджеты, и электронную продукцию и даже препараты.

Таким образом, Интернет играет ключевую роль в данном направлении и в ближайшее время, пожалуй, займет серьезные позиции с точки зрения удобства доставки товара пациенту.

Соответственно, если мы объединяем представленные технологии, фармацевтические компании и игроки в IT-индустрии начнут самостоятельно выстраивать весь процесс. Этот процесс включает в себя поиск препарата, электронные назначения и выписку, получение препарата из аптеки, напоминание о приеме лекарства с помощью различных информационных технологий и мобильных гаджетов, первоначальную и повторную доставку этого препарата с помощью подписки на препарат, если пациенту он выписан на длительный прием.

Интересное направление формируется, когда с помощью дистанционных и телемедицинских технологий врач общается с пациентом и делает назначение. Здесь может быть связка с интернет-аптеками и площадками, где врач ведет пациента и может сделать назначение со своего списка устоявшихся стереотипов назначения этих препаратов, и пациенту будет сразу направлен электронный рецепт. По российскому законодательству сейчас ничто не препятствует реализации рецепта в данной аптеке, в том числе – и в электронной.

В России в настоящее время доставка препаратов достаточно проблематична, и на различных уровнях идет обсуждение законодательной базы, которая до конца не завершена. Но, в принципе, биологически активные добавки как продажа по каталогу уже сегодня осуществляется и вполне законна. Обычные же аптеки, как правило, доставляют препараты, допустим, в обычные оффлайн-аптеки или в пункты выдачи, где пациент может забрать свой товар.

Таков базис, который определяет интерес фармацевтических компаний к информационным технологиям. Многие крупные игроки фармацевтических компаний - в первую очередь те, что занимаются производством препаратов - начинают инвестировать в данное направление. Здесь есть интерес и фармацевтических компаний, чтобы самим создавать что-то новое, инвестировать в некие маленькие стартапы, покупая их и ассимилируя внутрь больших холдингов.

В завершение надо сказать, что фармацевтические компании, обладая большим опытом работы в системе здравоохранения и создавая бизнес в разработке различных современных информационных решений, станут серьезными драйверами в развитии информационных технологий. Пока, к сожалению, информационным технологиям в системе здравоохранения в значительной степени не хватает денежных средств.

Также советуем ознакомиться со всеми материалами прошедшей конференции.