Экономика телемедицины. Оплата телемедицинских услуг

29 Apr 2019
745
Прослушать

Одна из интересных сессий, представленных в Новом Орлеане, которую посетил Степан Красняк – медицинский журналист EverCare, была посвящена экономике телемедицины. Ее проводила глава телемедицинских программ медицинского центра Университета Пенсильвании - второго по величине страховщика в США. Они объединяют в себе 40 госпиталей с общим оборотом 19 млрд долларов. В 2018 г. в эти госпитали было совершено 39 млн визитов. За последние пять лет данная компания вложила 1,5 млрд долларов в развитие телемедицинских технологий.

Несмотря на то, что сессия называлась «Экономика телемедицины», основную часть сообщения докладчик рассуждала о том, почему, несмотря на немалое прошедшее время с момента внедрения телемедицины в США, до сих пор продолжаются разговоры о возмещении и финансировании телемедицинских услуг.

Проблема в том, что, когда формируется потребительский рынок, есть конкретный продавец и конкретный покупатель. У каждого из них при этом имеются свои интересы. В телемедицине все гораздо сложнее. Есть провайдеры телемедицинских услуг, провайдеры обычных очных визитов, страховщики, пациенты и их родственники, политики. У каждой из этих заинтересованных сторон в телемедицине свои интересы. Пациент хочет стать более здоровым, провайдер - продвинуть большее количество услуг, а политик - чтобы все это стоило меньшее количество денег. Поэтому до сих пор формируется система телемедицины, которая пытается учитывать интересы и запросы каждой из этих сторон.

Экономика телемедицины

Интересным и достаточно примечательным было сообщение о том, что происходящее на рынке и вообще в области телемедицины – это медикализованный сервис, т.е. медикализированные услуги, которые телемедицинские провайдеры пытаются продвинуть потребителям. Однако пациенту нужны не услуги (гаджеты или система), а помощь – так возникает разное понимание и разные запросы.

Очень интересно было услышать, как сделать так, чтобы врачи и пациенты пользовались телемедицинскими услугами. Важно сделать их удобными. Есть такой принцип: работает то, что упрощает жизнь. Если пользование телемедицинской услугой потребует дополнительных навыков и усложнит существующую систему, то подобный порядок будет нежизнеспособен. Пациент не всегда делает то, что говорит ему врач, а только то, что приносит ему ценность. Например, неправильное питание несет человеку какую-то ценность, но доставляет удовольствие, в то время как правильное питание может противоречить его ценностной системе.

Интересный вопрос был связан с тем, чем же является телемедицина - замещением существующей практики или же дополнительным инструментом для неё. В ходе горячей дискуссии аудитория не пришла к определенному мнению. Были люди, которые склонялись к тому, что телемедицинский визит заменяет собой визит к врачу. В том числе - среди задающих вопросы участников дискуссии были практикующие врачи-урологи, которые говорили о том, что многие врачи боятся использовать телемедицину, потому как это может заместить очный визит и не даст возможности встретиться с пациентом очно.

Другая точка зрения заключалась в том, что это все же дополнение к существующей практике, некое расширение перечня возможностей врача, поэтому для того, чтобы стать эффективной, система телемедицинских услуг и в целом телемедицины должна стремиться к тому, чтобы быть в чем-то лучше привычного визита и при этом стоить дешевле. Когда продукт лучше и дешевле, он, соответственно, будет чаще использоваться в практике.

Также выпуски новостей с международной конференции ATA 19 будут доступны в формате АУДИО-КНИГИ