Неудобство использования ограничивает применение mHealth
В новом отчете, опубликованном фондом Commonwealth, утверждается, что большинство медицинских приложений отличаются низким качеством дизайна, что не способствует их привлекательности для пациентов.
В этом небольшом исследовании рассматривались 11 наиболее популярных приложений, предназначенных для людей, страдающих депрессией, диабетом, а также для специалистов из области здравоохранения. В опросе приняли участие 26 пациентов и медицинских специалистов, которые выполняли определенный набор задач, предназначенных для оценки юзабилити (удобства использования) этих приложений.
Как оказалось, все приложения отметились значительными недостатками в дизайне интерфейса, указывает Patient Engagement Hit. В частности, кнопки были недостаточно большими для большинства пациентов, а большая часть приложений не имела инструкций, позволяющих лучше понять навигацию. Кроме того, в приложениях чувствовалась нехватка контекстной информации, которая объясняла бы пациентам, почему важно вводить определенные данные.
Недостаточная образованность пациентов часто не позволяет им полностью понимать особенности своего хронического заболевания, что мешает им правильно оценивать его и серьезно относиться к его контролю. И когда тестируемое приложение не объясняет диабетику, почему важно учитывать данные последнего приема пищи, это означает, что приложение не позволяет пациенту полностью осознать последствия его болезни.
Приложения также отличались трудностью ввода и получения данных. Большая часть этих программных продуктов требует ввода расширенной информации, принуждая пользователей вводить многостраничные наборы данных. Исследователи отмечали, что в среднем пользователи могли самостоятельно, без привлечения посторонней помощи, ввести не более половины требуемой информации. Кроме того, многие пациенты сообщали о невнятных объяснениях того, какие именно данные требуются приложению. Пациенты также говорили о трудностях получения определенных данных, например, информации о будущих визитах к врачу. В среднем, пациенты справились только с 79 из 185 задач без помощи консультанта.
Исследователи выделили две главных проблемы юзабилити приложений: отсутствие у пациентов технологических навыков и неудобные пользовательские интерфейсы приложений. При этом исследователи отметили, что на плохое использование инструментов mHealth влияет не только плохая юзабилити приложений, но и недостаточное внимание к принципам вовлечения пользователей. Большая часть приложений не удовлетворяла всем основным правилам технологии вовлечения пользователей в процесс ухода за собственным здоровьем. В эти правила входят: предоставление пользователям обучающей информации, создание системы напоминаний и сигналов, запись и отслеживание информации о здоровье, показ и интеграция информации о здоровье, обеспечение инструкциями, основанными на пользовательской активности, обеспечение коммуникации с врачами и членами семьи, обеспечение внешней поддержки с помощью социальных сетей, а также поддержка поведенческих изменений с помощью системы наград.