Ввод сосудистых катетеров без использования радиационных методов контроля
Хотя современные катетеры могут проникать в различные части тела, навигация для них остается серьезной проблемой. Для постоянного отслеживания местоположения катетера используются рентгеноскопы, но они испускают ионизирующее излучение и требуют применения серьезной системы защиты для врачей.
Инженеры Института цифровой медицины им. Фраунгофера MEVIS (Бремен, Германия) разработали технологию, которая позволяет понять, как катетер изогнут, что в свою очередь дает возможность точно определить, где он находится на протяжении своего пути.
Эта способность, ставшая возможной благодаря использованию волоконной оптики, оснащенной микроскопическими зеркалами, работает за счет определения изменения цвета по мере изгиба волокна. Как направление, так и угол кривой в катетере можно рассчитать, исходя из того, как на цвет влияют крошечные зеркала в оптическом волокне.
Все это используется в сочетании с программным обеспечением, которое создает 3D-модель сосудистой сети, через которую катетер будет проходить, полученную с помощью компьютерного и МРТ-сканирования. По мере продвижения катетера через пациента, прошедшего сканирование перед процедурой, система может в реальном времени соотнести форму катетера с формой кровеносного сосуда в 3D-модели, определяя местоположение катетера в этом сосуде.
Эта "умная" навигационная система, получившая название IntelliCath (Intelligent Catheter Navigation), еще не опробована на людях и животных, но уже доказала свою точность позиционирования в пределах 5 мм при использовании силиконовых трубок, имитирующих сеть кровеносных сосудов.
Если IntelliCath действительно хорошо отработает в моделях животных, исследователи надеются вскоре опробовать эту технологию и на людях и уже сейчас думают о более эффективных способах ее модификации и внедрения. В частности, они предполагают применять метод аудио-наведения, при использовании которого будут издаваться звуковые сигналы в зависимости от того, что впереди дистального конца катетера. Исследователи сравнили это с автомобильным парковочным устройством, которое издает все более частые сигналы по мере того, как автомобиль сближается с препятствием.