Павел Пугачев о ближайших перспективах цифровизации отрасли

Павел Пугачев о ближайших перспективах цифровизации отрасли

03 Jun 2021
132
Прослушать

На днях П.Пугачевым, заместителем министра здравоохранения России, было дано большое интервью CNews, в котором он рассказал обо всех ключевых моментах цифровизации отечественного здравоохранения.

Предлагаем Вашему вниманию тезисное изложение определяющих факторов, движущих этот важный процесс обновления всей Российской медицины.

В этом году исполняется десять лет с момента старта государственного проекта электронного здравоохранения. За этот период создана основа для запуска сервисов для врачей и пациентов. Каковы итоги информатизации?

В рамках цифровых, национального и отраслевого, проектов уже работает база сервисов как для врачей, так и для пациентов:

  • к сети подключены практически все ФАПы, 
  • инфраструктура медорганизаций представляет собой компьютеризированые рабочие места с защищенными каналами связи, 
  • повсеместно внедряются МИС.

Основную задачу Минздрав видит в выстраивании цифровой экосистемы вокруг пациентов, чтобы можно было сформировать индивидуальный подход к диагностике, лечению и профилактике заболеваний

Цифровой контур начал выстраиваться два с половиной года назад с запуска нацпроекта «Здравоохранение», базирующегося на федеральном проекте ЕГИСЗ. Тогда же на старте определили участников этого глобального замысла и правила оказания медомощи для лечебных организаций, по которым ими будет получаться и предоставляться информация о процессах лечения пациентов.

Сфера здравоохранения — это не простая и нетривиальная задача, учитывая ее масштабы и сложность. Эти технологии могут дать гражданам России возможность принимать более обдуманные решения о своем здоровье, предоставит медикам новые возможности оказывать помощь для облегчения профилактики, ранней диагностики опасных для жизни заболеваний и ведения хронических состояний за пределами традиционных медицинских учреждений. Создаваемые на портале Госуслуг сервисы, должны безупречно работать, делая доступ к медуслугам простым и повышая степень доверия к нашей медицине, решая главную задачу по выстраиванию цифровой экосистемы здравоохранения вокруг пациентов.

Особенностью создания государственных инфосистем, в отличии от коммерческих, являются требования к четким и понятным критериям эффективности с позиций управления государством, с учетом ожиданий конечного потребителя. Постоянно анализируются потребности граждан при использовании сервиса «Мое здоровье», чтобы продолжать его совершенствование.

В числе законодательных задач Минздрава на первое место выходит требование к тому, чтобы нормативные акты или опережали отраслевые процессы, или выходили без опоздания. В частности, речь идет о соответствии современности прежних форм бумажных документов, оформлении их в электронном виде. Это позволит Минздраву более оперативно и релевантно работать со статистикой. Поэтому, например, в свидетельствах о смерти, не просто переводится имеющаяся форма в цифровой вид, а автоматически формируются из госинфосистем необходимые данные, внесенные ранее в единый идентификатор гражданина.

В начале текущего года цифра пользователей услуг в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ составило пятнадцать миллионов, что на 12% выше, чем было запланировано.

82,4% медорганизаций сегодня используют цифровые сведения, обеспечивающие обмен данными с ЕГИСЗ, что тоже выше запланированного показателя.

С превышением плана действуют организации в субъектах РФ - 68,7% лечебных учреждений уже работают на базе централизованных подсистем госинфосистем.

Среди других достижений прошедшего года:

  • подключение к цифровому контуру частных медорганизаций (20% должны подключиться к 2024 году)
  • вход в контур ОМС с перспективой создания государственной информационной системы страхования. 

Перечисляя основные сегменты бюджетирования, замминистра назвал внедрение МИС, подсистемы, управляющие процессами формирования электронного расписания, обеспечения льготными лекарственными средствами, диспетчеризации скорой медпомощи преимущественно в регионах.

Тотально по всей стране подключенные ЕГИСЗ медицинские учреждения в течении года начнут запуск централизованных подсистем, отвечающих за организацию оказания медпомощи онкологическим больным и пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так же массово начнут работать подсистемы по различным видам диспансеризации и профилактике профзаболеваний, по мониторингу беременных.

По всей стране будут передаваться электронные меддокументы, формирующие интегрированную цифровую медкарту. ЕГИСЗ заработает в полную силу, когда регионы смогут это обеспечить. Минздрав сейчас формирует единое инфопространство для основных форм структурированных электронных меддокументов. Три месяца назад Министерством здравоохранения были утверждены новые правила ведения электронного документооборота в подведомственных структурах, они нацелены на полный переход в цифру.

Дополнительные 898,59 млн. рублей из резервного фонда Российского правительства были истрачены на увеличение полноты и достоверности данных, на их более масштабный всесторонний анализ. Были расширены мощности вычислительного центра, закупались отечественные системы хранения, приобретались аналитические подсистемы (BI) и компоненты ИИ для разметки уже имеющихся данных, для подготовки дата-сетов, в том числе для разработчиков сервисов в области ИИ.

Итогом подключения к ЕГИСЗ медицинских структур станет переход на полномасштабную аналитику, бесшовный обмен меддокументами с согласия пациента, который сможет самостоятельно управлять сформированными документами.

Совместно с Минобороны началась проработка проекта создания ведомственной медицинской информационно-аналитической системы службы вооруженных сил.

Коснулся Павел Пугачев и вопросов телемедицины, отметив все направления ее использования. Говоря об экспериментальном правовом режиме, он подчеркнул его удобство для внедрения инноваций, не нарушая врачебной тайны. У Росздравнадзора сохраняется возможность осуществления постоянного мониторинга для приостановки экспериментов, если возникнет угроза для жизни и здоровья человека.

Приоритетной задачей текущего года стало внедрение сервисов на базе ИИ, анализирующих кардиограммы, КТ, маммографию. Все принимаемые меры по цифровизации должны привести к повышению качества медпомощи гражданам нашего государства, в том числе благодаря контролю со стороны НМИЦ.