6 систем виртуальной реальности против стресса и тревожности при пандемии

6 систем виртуальной реальности против стресса и тревожности при пандемии

29 Jul 2020
59
Прослушать

Боязнь заражения и стресс из-за вынужденной изоляции неизбежно влияет на наше коллективное психическое благополучие. И хотя наиболее полезной технологией в борьбе с этими последствиями была бы вакцинация, технологии дополненной (augmented reality, AR) и виртуальной реальности (virtual reality, VR) все чаще выходят на первый план в качестве инструментов ослабления нашей тревожности и стресса.

Опрос компании KFF показывает, что до 45% американцев сообщают о негативном воздействии коронавируса на их психическое здоровье. Аналогично, данные Бюро переписи населения в США показывают, что по состоянию на неделю, заканчивающуюся 23 июня, около 36% американского взрослого населения страдают от симптомов тревожности или депрессивных расстройств.

Это большая проблема. Поэтому обучение навыкам борьбы с психическим проблемами во время пандемии становиться все более важным по мере того, как мы все глубже погружаемся в наш новый, изменившийся мир. Но сегодня появилось несколько решений дополненной и виртуальной реальности, которые обещает снять многие стрессы и тревоги, вызванные коронавирусом. Давайте обсудим несколько таких решений.

На одном конце этого списка есть ряд более неформальных VR- и AR-игр и приложений, которые помогают людям уменьшить беспокойство. Например, DEEP VR - это медитативная игра виртуальной реальности, разработанная в партнерстве с университетом Неймегена и использующая в качестве системы управления механику биологической обратной связи. Выход игры запланирован на конец этого года, и пользователь исследует красивый подводный мир, дыша глубоко и медленно, при этом его дыхание измеряется носимым устройством, которое устанавливается в районе диафрагмы. Как показали более ранние исследования, такое дыхание предназначено для расслабления нервной системы организма, так что, возможно, игра поможет людям снизить уровень стресса.

Аналогично работает система SoundSelf. Этот продукт представляет собой медитацию с поддержкой VR, созданную компанией Andromeda Entertainment, которая специализируется на разработке игр, поддерживающих и способствующих развитие ума. Выпущенная в апреле текущего года, SoundSelf направлена на то, чтобы ввести игрока в медитативный транс, обновляя и изменяя психоделические виртуальные миры, которые он создает по мере того, как игрок медленно вдыхает и выдыхает.

Применяя несколько иной подход, американская компания Healium использует технологии VR и AR в сочетании с нейронной обратной связью для контроля стресса и тревожности. Ее приложение отслеживает мозговые волны и частоту сердечных сокращений пользователя через головное ЭЭГ-устройство и использует эти данные для построения искусственной окружающей среды на основе VR или AR. Идея заключается в том, что по мере того, как пользователь видит, как его душевное состояние изменяет виртуальный мир вокруг него, он постепенно учится контролировать его.

Что важно при использовании VR и AR для снятия тревожности, так это то, что оба метода предлагают большее ощущение реальности и погружение, чем, скажем, обычная практика медитации. Именно по этой причине специалисты, работающие в этой сфере, все чаще выступают за более широкое внедрение технологий AR и VR не только в домашних, но и в клинических условиях. По их словам,

Технологии AR и VR предлагают более захватывающие ощущения благодаря своим мультисенсорным подходам. Например, технологии AR/VR, которые приводят к ощущению "воплощения" - когда пользователь чувствует, что то, что он видит - это то, что он действительно испытывает - могут быть использованы для лечения отсутствия эмпатии или эмоциональной опустошенности. Такие методы дают отличные долгосрочные результаты для преодоления травм и тревожных расстройств.

Ряд исследований доказал эффективность VR в лечении психических расстройств. Поэтому неудивительно, что помимо более неформальных игр и приложений, VR и AR все чаще использоваться в системе здравоохранения по всему миру.

Например, испанская компания Psious разработала платформу виртуальной реальности "все в одном" для терапевтов и специалистов в области психического здоровья для лечения тревожных расстройств с помощью экспозиционной терапии. Она предназначена для лечения фобий и тревожных расстройств, включая агорафобию, аэрофобию, рассеянное внимание, боязнь высоты, расстройство пищевого поведения, тревожность и т.п. Платформа включает в себя более 70 "сцен" виртуальной реальности, предназначенных для лечения специфических расстройств. В контексте коронавируса она также предлагает ряд сред, связанных с вниманием, релаксацией и обсессивно-навязчивыми расстройствами.

В состав решения входит платформа для врачей, которая, благодаря многочисленным функциям, специально разработанным для психотерапии, и простой панели управления, позволяет легко и безопасно планировать лечение и контролировать сеансы терапии.

Австралийская компания Liminal создала VR-приложение Joy, которое должно помочь решить проблему одиночества, с которым сталкиваются люди, особенно пожилые и больные, которые вынуждены долго находиться в изоляции. А ведь одиночество приводит к увеличению риска заболевания и даже увеличения срока восстановления. Это игровое VR-приложение, которое должно предоставить возможность комфортабельного отдыха и общения людям, теряющих психическое спокойствие в изоляции, или пациентам, кто не в состоянии покинуть больничную койку. В этой игре мультипликационные персонажи сидят вокруг костра и общаются. С помощью VR-устройства Google Daydream View и его ручного контроллера пользователь может выбрать историю из книги, которую затем будет вслух читать один из этих персонажей.

По мнению разработчиков, пенек у костра - это то место, где мы хотим иногда оказаться, чтобы расслабиться и избавиться от повседневности, место, где собирается компания друзей. "И мы думаем, что человеку, долгое время живущему в больнице и оказавшемуся в изоляции, еще больше хочется сбежать и ненадолго оказаться в такой среде".

Причем, если сравнивать с другими VR-играми это приложение достаточно примитивное в графике и интерактивности. Но специалисты Liminal полагают, что для людей, оказавшихся в одиночестве или "привязанных" к больничной койке, высокий уровень интерактивности и не нужен, в силу ограниченности их подвижности, и эти ограничения были сделаны специально.

Важно отметить, что АР- и VR-терапия - это не просто временное решение на время коронавирусной пандемии и связанной с ней изоляцией людей. Все чаще они сами по себе становятся полезными технологиями, а после возвращения к нормальной жизни станут еще более распространенными.

По мнению Мири Полачек, руководителя инкубатора Joy Ventures,

AR- и VR-терапия предлагает гораздо больше, чем просто быть "очередной лучшей альтернативой" личной терапии. Эти методы могут служить в качестве самостоятельных терапевтических инструментов или дополнять личное лечение, обеспечивая курируемый и контролируемый виртуальный опыт, который расширяет индивидуальный уход за пределами клиники.

Кроме того, AR и VR предлагают нечто совершенно новое в области домашней и клинической терапии: возможность предоставления высоко персонализированного терапевтического опыта. Этот опыт может быть индивидуализирован, даже в режиме реального времени, в соответствии с индивидуальными потребностями, а затем проверен и модифицирован соответствующим образом для получения эффективных долгосрочных результатов.

Не менее важным является тот факт, что терапия на базе AR- или МК-технологии является масштабируемой. Таким образом, в то время как личная терапия у врача или психиатра будет ограничена количеством людей, которых медицинская служба может принять в день, неделю и год, VR- и AR-терапия может принять неограниченное количество людей, независимо от географического местоположения и времени суток.

Действительно, различные компании уже пользуются преимуществами масштабируемости, предлагаемой VR. В США компания XR Health использует такие технологии в сфере телемедицины. В ней работает более 500 сертифицированных специалистов в области здравоохранения по всей территории США. В настоящее время она предлагает методы физиотерапии, снятие стресса, когнитивную терапию, лечение боли и многое другое.

Сегодня она также предлагает услугу "восстановления дыхания", которая предназначена для лиц, переживших заболевание коронавирусом. Независимо от того, какое лечение выберет пользователь, регистрация в XR Health также позволяет проводить телемедицинские видео-консультации с врачами. Эти специалисты загружают пользователям в гарнитуры XR Health соответствующие виртуальные процедуры и упражнения, которые они затем отслеживают, чтобы убедиться, что лечение работает на пользователя.

Как показывает пример XR Health, использование виртуальной реальности в контексте лечения тревожности и восстановления психического здоровья не является чем-то новым. Однако коронавирусная пандемия, по-видимому, ускорила распространение и использование систем на базе технологий VR и AR для облегчения и лечения проблем психического здоровья.

Поскольку людям придется поддерживать социальное дистанцирование, вероятно, до 2022 года, решение проблем психического здоровья будет оставаться важной задачей во многих странах, а дистанцирование при этом затрудняет и доступ к обычному лечению. В результате нет никаких сомнений в том, что пандемия со всеми ее последствиями послужит ускорителем развития подобных потребительских технологий для поддержания эмоционального благополучия людей.

Учитывая, что многие больницы и врачи все равно будут использовать VR- и AR-технологии для лечения психических расстройств, кажется, что это именно те решения, время которых пришло.

Обзор подготовлен по материалам Mashable, Forbes, Wearable Technologies, MobiHealth News, Psious.