В Свердловской области в 18 раз возросло количество онлайн-консультаций

В Свердловской области в 18 раз возросло количество онлайн-консультаций

16 Apr 2021
53
Прослушать

Ответом российского здравоохранения на вызов пандемии коронавируса стало оперативное и массовое развитие системы телемедицинского консультирования. Многие регионы сумели создать телемедицинские службы, которые заменили необходимость очных контактов врачей и пациентов. Жители сначала с осторожностью пользовались новым видом дистанционных медицинских услуг. Но быстро оценили его качество и эффективность. Практически во всех субъектах РФ телемедицина развивается высокими темпами.

Уральцы активно освоили новый формат услуг и активно пользуются предоставляемыми телемедициной возможностями. Так, жители Свердловской области заказали в 2020 году в 18 раз больше телемедицинских консультаций в формате «врач – пациент», чем год ранее.

Андрей Шастин, замминистра здравоохранения Свердловского региона, подчеркнул, что телемедицинские технологии прочно вошли в практическую жизнь областной системы здравоохранения. Это доказывает статистика: если в 2019 году в области было зафиксировано почти восемьдесят одна тысяча телемедицинских консультаций между специалистами, то в 2020 году поступило прирост телеконсультаций по типу «врач-врач» составил 10%, в том числе особенно востребованы услуги теле-ЭКГ.

Но невероятно высокий рост показали телемедицинские услуги в формате «врач-пациент». В 2019 году было проведено всего 332 консультации. А в 2020 году – уже более 6 тыс.

Свердловская область добилась лучших показателей в Росси по технической и организационной оснащенности телемедицинского направления. В медицинских центрах имеется сегодня на 588 территориально-выделенных площадках 694 видеотерминала.

Полноценное оснащение телемедицинских площадок позволило оказывать дистанционные высококвалифицированные медицинские услуги жителям всех районов области, в том числе самых удаленных. В 2019 году видеотерминалы имели только 4 ФАПа (фельдшерско-акушерских пункта), еще они в наличии были 6 передвижных и 10 модульных ФАПов. Но в течение 2020 года произошло резкое улучшение оснащенности этих важных первичных звеньев медицинского обслуживания. В 2020 году телемедицинское оборудование было установлено на 185 ФАПах и фельдшерских пунктах.

Фельдшеры и врачи, работающие в этом звене, теперь могут постоянно консультироваться с высококвалифицированными врачами различных узких специальностей из ведущих областных медицинских центров — СОКБ № 1 и ОДКБ.

Специалисты областных клиник высоко оценили важность телемедицинского консультирования, так как оно позволило оказывать необходимую помощь пациентам, страдающим серьезными или хроническими заболеваниями. Лечащие врачи ставили своевременные диагнозы, не давали запустить заболевание, имели всю необходимую информацию о состоянии здоровья пациента и продолжали эффективное лечение.

Ольга Соломонова, зав. эндокринологическим отделением консультативно-диагностической поликлиники СОКБ № 1, отметила, что пандемия вызвала страх у пациентов перед физическим посещением клиники и очным приемом у врача. Но телемедицинские услуги позволили докторам консультировать своих пациентов в дистанционном формате, общаясь при этом и с ведущим пациента терапевтом или фельдшером. Такой формат дал специалистам даже больше нужной информации о состоянии больного, чем очный прием.

Служба скорой помощи стала еще быстрее и эффективнее. Этого удалось добиться благодаря опять же внедрению телемедицины в практику работы службы. В регионе в 2020 году был запущен в пилотном режиме инновационный проект. Автомобили скорой помощи получили специальные планшеты. С помощью этих гаджетов бригада фельдшеров могла связаться с нужными врачами прямо во время вызова. Такая возможность спасла многие жизни пациентов с тяжелыми или хроническими заболевания во время кризисов и обострений. Проект показал высокую результативность, поэтому будет работать в системе скорой помощи региона на постоянной основе.

Для ведущих специалистов медицины, ученых, исследователей важна постоянная коммуникация с коллегами и ведущими научными и медицинскими силами страны и мира. Карантинные ограничения в таком общении могли негативно отразиться на темпах развития передовой медицинской мысли. Но телемедицина помогла преодолеть эти ограничения препятствия. С помощью новых технологий она создала новый, дистанционный формат коммуникации. Теперь региональные специалисты и исследователи могут общаться, консультироваться с коллегами ведущих медицинских федеральных центров страны. Больше 20 учреждений второго и третьего уровня в Свердловской области были подключены к Федеральной телемедицинской сети.

Потенциал возможностей федеральной сети огромен. С ее помощью планируется расширить функционал Территориального центра медицины катастроф в Екатеринбурге. Здесь будет организован ежедневный и круглосуточный мониторинг пациентов, которые проходят лечение в реанимационных отделениях и палатах интенсивной терапии свердловских клиник. Система оперативно фиксирует негативные изменения в состоянии пациента и сообщает об этом дежурным медикам. Те, в свою очередь, могут предпринять необходимые медицинские действия, а в сложных случаях получить экстренную консультацию у своих коллег из крупных медицинских центров региона, специализирующихся на профиле заболевания пациента. В прошлом году к ведомственной телемедицинской сети удалось подключить все 335 реанимационных палат центра.

На ближайшее время запланировано внедрение новых проектов цифровой медицины на Урале. Инновационные технологии позволят улучшить показатели здоровья уральцев и повысить качество их жизни.