Цифровая медицина: перекличка регионов

Цифровая медицина: перекличка регионов

12 Oct 2021
46
Прослушать

Липецк

Для комфорта пациентов в областной Липецкой больнице заработал инфокиоск и кроссбукинг.

Применение новых информационных технологий в медицине способствует не только повышению качества медпомощи, но и помогает повысить комфорт ее получения пациентами. В Липецкой области активно работают над созданием комфортных условий посетителей поликлиники и больниц региона — это является частью программы модернизации региональной системы здравоохранения.

В консультативной поликлинике Липецкой ОКБ (областной клинической больницы), например, была усовершенствована работа регистратуры. Здесь поставили инфокиоск.

С его помощью посетители могут узнать следующую информацию:

  • график приема врачей;
  • наличие препаратов в аптеках, расположенных в Липецке и в крупных городах области.

В зоне комфортного ожидания поликлиники организован кроссбукинг и открыт фудкорт.

В поликлинике проводят опрос пациентов. Они отвечают на вопросы анкеты и делятся рекомендациями по улучшению комфорта обслуживания посетителей учреждения.

Еще одной площадкой для совершенствования обслуживания пациентов стала пятая поликлиника, расположенная на улице Доватора в Липецке. Она перешла на электронный документ несколько лет тому назад. Пациенты имеют возможность записаться на прием к врачу в режиме онлайн. В поликлинике планируется проведение масштабного ремонта, в ходе которого будут обновлены кабинеты врачей и медицинские лаборатории.

Татьяной Дьяконовой, директором департамента кадровой политики и развития персонала Министерства экономразвития РФ, во время осмотра поликлиник было подчеркнуто, что самым дорогим и важным в жизни является здоровье, поэтому оказание медицинских услуг должно всегда оставаться в центре внимания государства. Губернатор и правительство Липецкой области тоже считают важнейшей своей задачей улучшение качества и доступности медицинских услуг для жителей региона. Для этих целей запланировано выполнение следующих важных задач:

  • Ремонт больниц и поликлиник.
  • Оснащение необходимым оборудованием и медицинскими средствами всех учреждений здравоохранения области.
  • Привлечение квалифицированных медицинских кадров для работы в клиниках региона.
  • Использование современных информационных технологий для улучшениия комфорта обслуживания пациентов: электронные записи на прием к врачу, проведение с врачами консультаций в онлайн-режиме и др.

По каждой из обозначенных задач в области ведется активная работа. Система здравоохранения Липецкой области получила для осуществления своего функционала 48,3 млрд. рублей в 2019 и 2020 годах, 20,7 млрд. рублей — за первое полугодие 2021-го года. Эти средства выделены из федерального и областного бюджетов, ФОМС.

Камчатка

Жители Камчатки активно пользуются программами «ЖКТ» и «Тревога» в приложении «Здоровье».

Во многих регионах РФ ведется активная работа по популяризации дистанционных форматов получения медицинских консультаций и услуг. Для жителей России доступны удобные масштабные сервисы, такие как «Здоровье. Ру». С ним знакомы пользователи практически на всей территории страны.

Министерство здравоохранения Камчатского края проанализировало активность использования жителями региона приложения «Здоровье». Оказалось, что чаще всего пользователи обращались к программам «ЖКТ» и «Тревога». У «ЖКТ» было зарегистрировано 248 пользователей, а у программы «Свобода от тревоги»
 — 200 пользователей.
Эти данные приводит аналитический портал электронного приложения «Здоровье.ру».

Соседство этих двух программ не случайно. Врачи знают, насколько здоровое функционирование желудочно-кишечного тракта зависит от состояния его нервной системы, отсутствия тревог, страхов и стрессов. Для сохранения здоровья ЖКТ человеку надо употреблять здоровую, полезную пищу, стараться не «заедать» свои тревоги и стрессы, уметь настроиться на спокойный, уравновешенный лад во время приема пищи.

Статистика приложения «Здоровье.ру» зафиксировала 40 медицинских интернет-консультаций жителей Камчатки. На очереди еще 135 обращений в чатах к узким специалистам.

Чаще всего жители обращаются с вопросами в чатах к следующим специалистам:

  • ревматолог;
  • психотерапевт;
  • терапевт;
  • пульмонолог.

Пандемия коронавируса вызвала рост обращений пациентов за консультациями врача-пульмонолога. Это связано с негативным влиянием коронавируса на работу дыхательной системы человека.

В медицинском приложении «Здоровье.ру» содержится более 10 программ. В них можно ознакомиться с рекомендациями врачей по контролю за хроническим заболеванием, их советы, как избежать осложнений. С помощью программ приложения можно проверить на подлинность лекарства, получить онлайн-консультацию узкого специалиста и записаться к врачу, вести дневник здоровья.

Программа позволяет контролировать атопический дерматит, псориаз, астму, ХОБЛ (хроническую обструктивную болезнь легких), последствия инсульта, ревматические заболевания, остеопороз, а также энурез у детей, заикание, тики и СДВГ. Каждая программа в рамках приложения создана в на базе принципов доказательной медицины и соответствует рекомендациям медицинских международных ассоциаций. Авторы программ — ведущие врачи России, доктора и кандидаты медицинских наук. Консультации предоставляются авторитетными специалистами Санкт-Петербурга.

Приложение «Здоровье.ру» можно пользоваться бесплатно, оно доступно гражданам всех возрастов.

Ставрополь

Ставропольская краевая больница увеличивает объемы телемедицинской помощи, которые массово становятся одним из эффективных и актуальных на сегодняшний день видов оказания медицинских услуг.

Дистанционный формат врачебной помощи позволяет решать самые сложные вопросы по диагностике и выбору эффективного лечения. Цифровизация системы здравоохранения России должна происходить более активными темпами во всех регионах страны. Таковы планы и задачи Национального проекта по здравоохранению.

Информационные системы создаются во многих регионах России, открываются телемедицинские центры на площадках крупных региональных медицинских учреждений. Это стало потребностью дня, и к новым форматам дистанционной медицинской помощи привыкает большинство пациентов.

На Ставрополье телемедицинские технологии известны уже давно. Впервые в крае был создан телекоммуникационный центр на базе краевой клинической больницы Ставрополя еще 20 лет тому назад.

С тех пор цифровые технологии медицины в регионе стали использоваться во все возрастающих объемах, с использованием новых возможностей. Но краевая больница, по-прежнему остается лидером региональной системы здравоохранению по внедрению инновационных цифровых медицинских технологий в клиническую практику.

Иван Щендригин, главный врач ГБУЗ СК «СККБ», особо отмечает возможности сотрудничества региональных медиков с главными медицинскими светилами страны. В сложных клинических случаях доктора этого единого лечебно-диагностического комплекса с помощью телемедицинских технологий выходят на связь с опытными специалистами федеральных медицинских центров:

  • Центр нейрохирургии имени Бурденко;
  • НИЦ имени Алмазова;
  • Институт ревматологии имени Насоновой в Москве;
  • Центр травматологии и ортопедии имени Вредена в Северной стлице и др.

С начала этого года ставропольские врачи провели 93 телемедицинских консультации и консилиума с федеральными коллегами. На этих дистанционных обсуждениях решались вопросы диагностических исследований и выбора методик лечения пациентов ведущего краевого ЛПУ.

Специалисты регионального медицинского центра, в свою очередь, дают рекомендации во время дистанционных консультаций врачей городских и районных медицинских учреждений Ставропольского края. Всего за 2021 год по запросам районных больниц специалисты этого крупного многопрофильного центра провели для жителей области 237 телемедицинских консультаций.

Медицинские учреждения Ставропольского края получают современное «умное» оборудование, позволяющие оказывать высокоинтеллектуальные медицинские услуги. Так, например, сосудистый центр города Невинномысска на 125 млн. руб. приобрел новую медицинскую технику. Здесь был установлен компьютерный томограф на 64 среза. Это оборудование позволяет специалистам проводить под различным углом рентген органов. Эта диагностическая процедура занимает всего несколько секунд.

Телемедицинские сервисы, электронные базы медицинских данных, интеграция медицинских информационных систем и многие другие достижения цифровой медицины позволяют жителям всех регионов России получать высококвалифицированную медицинскую помощь в дистанционном формате. Цифровой контур медицины, формирующийся в субъектах РФ, выводит отечественное здравоохранение на новый уровень качества и эффективности медицинского обслуживания населения.

Пенза

На площадке VII Всероссийского форума «InnoMed-2021» в Пензе ИТ-проектировщики Лабораторий ИИ презентовали свою новую разработку нейросети MDDC (Медицинский цифровой диагностический центр).

Специалисты Сбера разрабатывают успешные цифровые проекты, созданные на основе технологий ИИ. Их модели для здравоохранения активно внедряются в практику работы медицинской отрасли. Новые цифровые помощники стали востребованы врачами различных специальностей на разных участках их работы.

С помощью новой модели врач получает точные и грамотные подсказки искусственного интеллекта для постановки верного диагноза. Нейросети MDDC обучены предварительному диагностированию и формированию рекомендаций врачебных решений. Машина анализирует данные первичного приема пациента, его жалобы и заключения врача, изучает данные пройденных пациентом инструментальных исследований и сданных лабораторных анализов. На основе этой информации искусственный интеллект выдает свои рекомендации врачу по возможному диагнозу пациента.

Применение новой технологии повысит качество и оперативность диагностических исследований, позволит проводить некоторые их виды в дистанционном режиме. Таким образом жители отдаленных регионов будут обеспечены высококвалифицированной медицинской помощью, не выезжая из своего региона в крупные медицинские центры.

Презентуя новые модели для помощи в диагностике и принятии врачебных решений, разработчики повторяют главный принцип использования искусственного интеллекта в клинической практике: машина может выдать лишь предварительный диагноз и дать рекомендации врачу по выбору верного врачебного решения. Но окончательное решение остается за человеком. Доктор может согласиться с выданным машиной диагнозом или поставить свой. Такая же ответственность остается на докторе при выборе врачебного решения.

Но возможности новой разработки не ограничиваются лишь рекомендациями по выбору диагноза. Цифровой центр станет надежным, умным помощником врачей общей практики и узких специальностей на всех участках их работы. Он дает медикам возможность обмена информацией с коллегами и с ведущими специалистами региона и страны в профильной специализации. Подключение к платформе MDDC дает доступ пользователю ко всей базе цифровых решений, которые используют ИИ для здравоохранения.

Медицинский цифровой диагностический центр включает более пятидесяти решений и разработок Лаборатории СберМедИИ и других компаний экосистемы Сбера, а также их партнеров. На этой платформе сформирована объединенная библиотека датасетов и приложений для СППВР. Сегодня эта база является крупнейшей в России.

Все сервисы, созданные специалистами IT-лабораторий Сбера на основе технологий ИИ, стали продуктом сотрудничества компании с ведущими научными и медицинскими центрами России. В медицинских организациях 43 регионов РФ сегодня успешно функционируют предложенные Сбером инновационные цифровые сервисы и модели.