Будьте осторожны, когда ищете медицинского совета в Интернете

Будьте осторожны, когда ищете медицинского совета в Интернете

27 Oct 2016
3296
Прослушать

Прежде, чем пойти к доктору, большинство современных людей обращаются к Интернету или мобильному приложению. Последние исследования говорят, что это не самый правильный подход.

Несколько лет назад врачи из крупнейшей американской клиники Майо тестировали качество медицинских советов в Интернете. Их вывод был следующим: это рискованно. Согласно их отчету об исследовании, поиск медицинского ответа на свои вопросы в Интернете приводит либо к отсутствию результата, либо к неполному результату, но не к правильному совету.

При этом исследовались верхние позиции поиска в Google, Bing и Yahoo по ключевым словам "боль в груди" и "головная боль".

Ни один из исследуемых сайтов не давал список всех необходимых симптомов, позволяющих пользователю сделать точный выбор, подсказывающий, что ему делать - обратиться в отделение неотложной помощи, позвонить врачу или лечиться дома. На трети сайтов вообще не были перечислены ключевые симптомы. А среди сайтов, где были приведены критические симптомы, четыре из десяти никак не помогали определиться с выводом, отмечает New York Times.

Даже когда такие онлайновые ресурсы проверки симптомов выдавали какие-либо диагнозы, они предлагали слишком много вариантов одновременно, что не позволяло пациентам определить, какой им собственно использовать. Одно из подобных исследований отмечало, что пожилые люди находили правильный совет при поиске через Google или WebMD только в половине случаев.

В последнее время появилось множество мобильных приложений, предлагающих проверить свои симптомы. Может новое поколение таких программы отличается в лучшую сторону? Увы, нет. Хотя некоторые из них были разработаны специалистами из нескольких достойных доверия организаций, таких как Медицинская школа Гарварда, клиника Майо и т.п. Отметим, кстати, что такие приложения не подлежат государственному регулированию с целью проверки их точности и безопасности.

Недавно проведенное исследование таких приложений показало, что "живой" врач более, чем в два раза чаще ставит правильный диагноз, чем 23 самые известные программы с функцией проверки симптомов и постановки "диагноза" (некоторые из них имеют десятки миллионов пользователей). Только треть таких приложений, согласно отчету, предлагает правильный диагноз как первую опцию выбора, половина - дает его в списке трех наиболее вероятных диагнозов, а 58% включает правильный диагноз в 20 главных предположений.

Поэтому, хотя это и намного менее удобно, разговор с врачом вероятнее всего позволит пациенту получить нужный совет. Но это очень сильно зависит от того, говорите ли вы с врачом по телефону (а может это вовсе была медсестра?) или лично. Поскольку предлагаемые сегодня модные телемедицинские консультации (это относится, в основном, к США), которые ведут лицензированные медсестры, позволяют вам получить совет, сравнимый с тем который можно получить в приложении. Проведенное в 2012 году исследование показало, что с помощью такого сервиса удавалось получить правильный совет только в двух из трех обращений. А исследование таких обращений по поводу детских более в животе, дало точность полученных советов равной 61%. Причем такие сервисы, как оказалось, увеличивали количество обращений в отделения неотложной помощи из-за чрезмерно осторожных советов.

Что касается, телемедицинских консультаций, которые проводят дипломированные врачи, там ситуация иная, поскольку они понимают свою ответственность и не колеблясь направляют пациентов на прием к врачу при любом сомнении.