Институт Скриппса: потребители и врачи по-разному относятся к новым технологиям в здравоохранении

22 Apr 2016
1421
Прослушать

Цифровые технологии пришли в здравоохранение всерьез и навсегда. Новые средства, начиная от секвенирования генома и заканчивая коммерческими мобильными технологиями, на наших глазах изменяют медицину и людей, имеющих к ней отношение. Приходит время, когда то, что мы привычно получали у врача в его кабинете, мы теперь можем получить через интернет или мобильную сеть. Правда, не везде, не во всех странах, но это только вопрос времени.

Американский Институт прикладных научных исследований Скриппса задался вопросом, как все же относятся к этим изменениям врачи и их клиенты - пациенты, как новые технологии влияют на изменение их взаимоотношений.

С этой целью исследователи опросили большую группу медицинских специалистов (1406 человек) и потребителей их услуг (1102 человека), чтобы узнать их мнение по отношению к таким инструментам, как смартфоны, генетические тесты, электронные медицинские карты. Кроме того, их попросили высказаться о возможных последствиях внедрения подобных цифровых средств в отношении защиты персональных данных, цены услуг, доступа к записям врача, которые он делает во время приема.

Результаты опроса показали, что взгляды потребителей и врачей, принимавших участие в исследовании, в отношении ряда вопросов очень сильно отличаются. Особенно это касалось вопросов закрытости нынешней системы здравоохранения. Пациенты благодаря Интернету сегодня существенно больше информированы и в свете этого очень важно понять, насколько такая закрытость должна сохраняться. Именно это было одной из целей этого опроса.

Хотя обе группы опрошенных выявили интерес к адаптации новых технологий в медицине, потребители больше (~ 40% опрошенных), чем медики (~14%) хотят использовать цифровые технологии для самодиагностики обычных заболеваний. Причем, врачи в два раза больше беспокоятся о допустимости использования технологий для постановки диагноза (27,95%), чем пациенты (15,88%). И это не удивительно - врачи потратили годы на отработку своего умения диагностики, в то время как обычные люди не имеют, как правило, никаких навыков в медицине. С другой стороны, энтузиазм потребителей в отношении новых технологий в медицине отражает появление нового, более вовлеченного в процессы здравоохранения круга пациентов. И врачам необходимо находить пути, чтобы перестраивать систему взаимоотношений, чтобы в итоге добиваться хороших результатов в лечении.

Что касается использования генетических данных, то обе группы опрошенных поддерживают использование генетического тестирования для различных целей, причем, что интересно, врачи существенно больше поддерживают такие исследования при планировании беременности (87,77%), чем потребители (73,14%)

Еще одним важным результатом исследования стал факт, что потребители и медики имеют различное мнение в отношении владения и доступа к медицинским картам пациента. 44% опрошенных медицинских специалиста считают, что владельцем медицинской карты пациента является врач, в то время как 54% потребителей полагают, что таким владельцем является пациент, поскольку именно его данные там находятся. Интересно, что примерно 20% из обеих групп заявили, что не знают, кого можно считать владельцем подобных медицинских записей. При этом, хотя обе группы опрошенных считают, что пациенты должны иметь доступ к данным своих анализов и диагностических тестов, медицинские специалисты в своем большинстве не уверены, что пациентам надо предоставлять доступ ко всем записям врача, сделанным им во время приема или процедур. Врачей (90,33%) беспокоит, что у пациентов может возникнуть состояние тревожности после просмотра медицинских записей, а также, что подобный просмотр записей приведет к запросам на проведение ненужных медицинских обследований (81,22%), а это дополнительные затраты. Пациентов это беспокоит меньше (34,3% и 24,59%, соответственно), вероятно потому, что они просто пока не имели такого опыта.