Онлайн-консультации между врачом и пациентом: видео или чат?

Онлайн-консультации между врачом и пациентом: видео или чат?

03 May 2018
2076

Дорогие друзья, сегодня я хотел бы поделиться с вами темой, которая может быть полезна как практикующим врачам, так и обычным пациентам. Речь пойдет о телемедицинской консультации, а именно – о формате нашего общения в таком режиме.

Сразу должен сказать, что в области телемедицины все время идет некая борьба. Производители телемедицинских платформ или агрегаторов  стремятся представить телемедицину именно как видеоконференцсвязь: когда по обе стороны мониторов одновременно садятся пациент и врач и общаются друг с другом через видеокамеру и видят друг друга на мониторах.

В реальной практике зачастую  все обстоит совсем не так, и этому есть несколько причин. Во-первых, когда  мы хотим получить доступ к хорошему врачу, этот врач часто занят. Он может быть на операции, приеме, обходе, он может повышать свой уровень знаний на конференции, писать научные статьи и так далее. Времени у него очень немного, и ему тяжело найти возможность в течение 10, 15, 30 минут пообщаться с пациентом. К примеру, мы ведем порядка 250 000 консультаций с пациентами, и в режиме видеоконференцсвязи мы бы просто не смогли  их выполнить.

Второй момент – это то, что у нас в России 11 часовых поясов.  Например, когда в Калининграде 11 утра, на Камчатке - 9 вечера. Мы недавно летали из Москвы в Южно-Сахалинск на конференцию, разница во времени 8 часов, и я своей семье не всегда мог позвонить, что уж говорить уже о пациентах?..

Следующий момент, который также негативно влияет на видеоконференцсвязи – то, что эта связь, особенно с пациентами, которые выходят в сеть со своих обычных домашних компьютеров, бывает крайне низкого качества. В итоге половина времени уходит на налаживание контакта и, в конце концов, все заканчивается тем, что мы просто  изучаем медицинскую документацию. А ведь это можно было сделать с помощью специальных готовых опросников.

Получается, что ценность телемедицины как видеоконференцсвязи очень низкая. Особенно если говорить о консультациях некоторых врачей  – например, уролога. Ну что мы в таком случае можем добавить в режиме онлайн к взаимоотношению «врач – пациент»? Пациент будет нам показывать свои места, которые у него болят?.. Думаю, это несерьезно, и в ряде ситуаций вообще противоречит законодательству.

На сегодняшний день у нас есть большой опыт проведения онлайн-консультаций в синхронном режиме. Но мы в своей практике в основном перешли в режим отсроченных консультаций, когда с пациентом ведется переписка и обмен медицинской документацией. Ценность такого общения состоит в получении достоверной, полноценной медицинской информации о состоянии пациента. Во время любой серьезной консультации врач просит пациента выслать ему сканы выписок, анализы, изображения с УЗИ, возможно, КТ или МРТ-снимки. И только тогда он принимает взвешенное клиническое решение. Особенно это актуально, когда у врача устанавливаются доверительные взаимоотношения с пациентом, о нем уже есть исчерпывающая информация,  и дальше пациент просто наблюдается.  А когда у него происходят какие-то изменения в состоянии здоровья - меняются анализы, характер его жалоб, температура - в этот момент врачу важно получить медицинскую информацию.

Итак, дорогие друзья. Когда нам рекламируют телемедицину в СМИ и показывают картинку, где врач сидит напротив монитора и общается с пациентом в режиме онлайн – на самом деле все это выглядит это не так. Конечно, компании, которые хотят продавать пациентам телемедицину, не могут рекламировать ее в виде истории болезни, переписки или, не дай бог, чата. Люди не готовы платить за чат, они хотят платить за что-то большее. И тогда игроки этого бизнеса просто упаковывают телемедицину в красивую коробочку - видеоконференцсвязь, но в реале это все очень плохо работает. 

В действительности классический вариант – это когда тебе как практикующему врачу поступает уведомление о том, что пришла консультация от пациента. Ты открываешь свой ноутбук, смартфон или планшет и изучаешь полученную информацию. Как правило, это запрос на консультацию, краткое описание жалоб и прикрепленная медицинская информация. Говоря условно, это электронная история болезни или, точнее, история здоровья – потому что на таких консультациях пациент часто даже не болен. Такой формат позволяет врачу, когда у него появляется перерыв в работе или есть специально отведенное для этого время, активно заняться ответами на вопросы, разбором медицинской документации, помощью пациентам. Это на самом деле хороший инструмент, особенно когда мы с помощью телемедицины можем сделать доверительнее взаимоотношения врача и пациента.

Специально для канала EverCare, из Шеньчжэня, из Китая,
научный редактор EverCare Игорь Шадёркин