Дезадаптивная тревога о здоровье: применение лечебной дистанционной когнитивно-поведенческой терапии

Дезадаптивная тревога о здоровье: применение лечебной дистанционной когнитивно-поведенческой терапии

29 Sep 2023
108

Для цитирования:

Мелехин А.И. Дезадаптивная тревога о здоровье: применение лечебной дистанционной когнитивно-поведенческой терапии. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2023;9(2):29-39; https://doi.org/10.29188/2712-9217-2023-9-2-29-39

Сведения об авторах:

  • Мелехин А.И. – кандидат психологических наук, доцент, клинический психолог высшей квалификационной категории, сомнолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт. Гуманитарный институт имени П.А. Столыпина; Москва, Россия; РИНЦ AuthorID 762868; https://orcid.org/0000‑0001‑5633‑7639

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет во всем мире среди разновозрастного населения увеличивается киберипохондрия – дезадаптивная или деструктивная тревога о здоровье, которая характеризуется постоянным и преувеличенным страхом («а вдруг», «а если...») перед серьезной, чаще всего неизлечимой, инвалидизирующей болезнью (онкология, сердечно-сосудистые, урологические заболевания, тяжелые психические расстройства), основанная на неправильном толковании телесных симптомов, что приводит к функциональной нетрудоспособности («жизнь как во сне», страх тела, болезнь-ориентированное поведение), которая трудно поддается лечению и приводит к высокой степени использования медицинских ресурсов от сдачи анализов до вызовов скорой помощи. Примечательно, что тревога за здоровье не приостанавливается, когда человек действительно болен, и переоценка вероятности и серьезности угроз для своего здоровья продолжают действовать.

Пациенты с тревогой о здоровье имеют коммуникативную специфику (определенный механистический, органно-ориентированный язык описания своего состояния), высказывают опасения, сомнения по поводу состояния здоровья различным медицинским работникам, психологам, блогерам, коучам, друзьям и семьям. Те с благими намерениями могут пытаться неоднократно успокаивать пациентов или, если они врачи, менять лечение, чтобы уменьшить их тревогу, но, к сожалению, это контрпродуктивно в отсутствие сопутствующей психотерапевтической помощи, которая позволила бы овладеть более продуктивными навыками преодоления трудностей.

Согласно имеющимся когнитивно-поведенческим моделям данного расстройства, облегчение, связанное с успокоением, повышает вероятность того, что пациент будет искать успокоения в ответ на будущие проблемы со здоровьем. Точно так же изменение тактики медицинского лечения, основанное исключительно на тревоге пациента, приводит только к усилению беспокойства по поводу нового плана. Оба действия отвлекают от психотерапевтических вмешательств, нацеленных на лежащие в основе когнитивные искажения, которые в первую очередь вызывают тревогу у пациента.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Говоря про тревогу о здоровье, следует упомянуть и про ипохондрический синдром, который характеризуется постоянным и преувеличенным страхом перед серьезной болезнью, основанным на искаженном преувеличенном толковании телесных симптомов. Из-за уничижительных, стигматизирующих коннотаций термина «ипохондрия» и того факта, что появляется все больше свидетельств, указывающих на то, что это расстройство лучше всего концептуализировать как входящее в тревожный спектр расстройств, был предложен термин «дезадаптивная тревога за здоровье» (severe health anxiety), который используется как синоним ипохондрии на протяжении всей данной статьи.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ