Есть ли будущее у мобильной медицины в России?

16 Apr 2015
1284
Прослушать


Российский рынок mHealth (mHealth – мобильное здравоохранение, отрасль, включающая практику использования мобильных устройств для решения вопросов здравоохранения), по данным J’son & Partners Consulting, находится практически в зачаточном состоянии: его доля в общемировом рынке лишь через три года станет хоть сколько-нибудь ощутимым. Однако именно это делает mHealth потенциально чрезвычайно интересным – как для инвесторов, вендоров и разработчиков, так и для рядовых пользователей. С учетом того, что мировые темпы роста этого рынка только за последний год оказались выше 100 %, перспективы российского рынка mHealth, который только зарождается, выглядят весьма позитивно.

Как прогнозируют в компании Brookings, к 2017 году российский рынок mHealth составит $800 млн или около 3% мирового рынка. Такой результат позволит России оказаться на шестом месте по доле в mHealth. Правда, несколько остужает оптимизм тот факт, что столько же – 3 % – получает и Франция, значительно уступающая России по размеру населения. А Германия даже обгоняет на 1 процентный пункт, как, впрочем и Япония, на чью долю приходится 6 % от общемирового объема рынка mHealth. Хотя, конечно, в последнем случае можно сделать скидку на то, что Япония традиционно находится среди лидеров использования инновационных технологий. Лидером же к 2017 году станет США, на чью долю придется 23 % рынка. На втором месте – Китай с 10 % рынка.

Между тем, общемировой рынок mHealth по итогам 2014 года аналитики оценивают в $11 млрд, а в 2015 год по прогнозам этот показатель составит $14,5 млрд. К 2020 году рост будет более чем пятикратным по сравнению с прошедшим годом: по оценкам аналитиков, объем мирового рынка mHealth достигнет $58,8 млрд. Так что среднегодовой темп роста за 5 лет составит 31 %. О потенциале рынка свидетельствует тот факт, что крупные инвестиционные компании считают данную сферу привлекательной и перспективной, среди них – Google Ventures, Tencent.

У российского рынка mHealth потенциал для роста есть, особенно с учетом государственной политики по поддержке модернизации здравоохранения, в рамках которой отдельное внимание уделяется вопросам информатизации этой отрасли. Драйвером роста может стать и сокращение государственного финансирования здравоохранения и – как следствие – рост платных услуг. Кроме того, стимулировать рост объемов рынка могут также старение населения и большое количество населенных пунктов, находящихся в труднодоступных и отдаленных территориях.

Однако есть и сдерживающие факторы, в том числе повторяющие общемировые барьеры. В частности, население и медперсонал не готовы к использованию мобильных технологий в медицине – в особенности пожилые люди, многие из которых должны быть потенциальными пользователями новых сервисов. К тому же, по данным PMLiVE, доступ в Интернет есть лишь у 7,5 % российских врачей. Еще одним барьером для развития mHealth в России может стать обеспечение безопасности медицинских данных, в силу слабого развития ИТ-культуры в медицинской сфере.

«Самым главным барьером для российского рынка mHealth можно считать недостаточное финансирование рынка. Мировой опыт показывает, что развитие рынка mHealth возможно лишь при непосредственной поддержке плательщиков медицинских услуг. Страховые компании инвестируют средства в развитие технологий мобильной медицины для сокращения собственных издержек в долгосрочной перспективе. Однако в России страховая медицина еще не готова к осуществлению подобных проектов, что оказывает существенное негативное влияние на развитие мобильной медицины в нашей стране. Также, недостаточное государственное финансирование в модернизацию системы здравоохранения и медицинскую инфраструктуру осложняет развитие компаний mHealth в России, — резюмируют аналитики J’son & Partners Consulting. — Таким образом, несмотря на большое количество преимуществ mHealth, развитие рынка все еще затруднено рядом факторов. Лишь взаимодействие всех заинтересованных сторон (государства, поставщиков медицинских услуг, страховых компаний, самих пациентов, технологических компаний и т.д.) сможет дать необходимый толчок для развития мобильной медицины в России».

Источник: http://www.nnit.ru/