Stanford Medicine о настоящем и будущем цифрового здравоохранения

04 Jul 2017
1691
Прослушать

В новом аналитическом отчете компании Stanford Medicine, описывающем настоящее и будущее цифровой медицины, сделано несколько интересных выводов о том, как некоторые технологии повлияют на будущее здравоохранения.

Носимыми устройствами пациентов будут обеспечивать медицинские центры

Учитывая достоинства современных сенсоров в обнаружении симптомов возможных заболеваний, аналитики компании считают, что в будущем медицинские центры будут играть более значительную роль в предоставлении таких устройств пациентам, чем технологические компании. Носимые устройства стали более сложными за счет интеграции с биосенсорами и использования вместе с широким рядом приложений, начиная от кардиологии и диабета, заканчивая расчетом эффекта от применения лекарств.

При этом в настоящее время существуют несколько проблем, которые станут препятствием в ближайшем будущем - это споры на тему права собственности на медицинские данные, учитывая, что медицинские центры сами не производят носимые устройства, а пациенты хотят иметь больше прав при принятии решения о том, как используются эти данные.

Большие данные и исследования

Количество данных, которые генерируют не только носимые медицинские устройства, но и электронные медицинские карты, генетические профили и данные претензий пациентов растет с ужасающей скоростью. В 2013 году в здравоохранении было сгенерировано около 153 экзабайт информации (1 экзабайт = 1 млрд гигабайт), а, согласно прогнозам, в 2020 году этих данных будет произведено 2134 экзабайт, т.е. рост составит 48% в год.

Все эти данные могут полностью изменить методологию проведения исследований. Но это потребует создания мощной биомедицинской исследовательской инфраструктуры, которая сможет обеспечить совместные исследования, интероперабельность данных и возможность управления данными. И обеспечение этого в рамках своей сети будет представлять собой серьезную проблему для организаций, не говоря уже о медицинском сообществе в целом.

Прогнозная аналитика

Большие данные будут также играть значительную роль, позволяя клиницистам обнаруживать шаблоны в симптомах и поведении больных, которые могут в дальнейшем привести к определенным событиям. Уже сейчас многие компании разрабатывают устройства, которые могут обнаруживать такие шаблоны и предупреждать врачей или пациентов об опасности еще до того, как событие наступит. Например, Stanford Byers Center for Biodesign создает подобные приборы, включая устройство мониторинга, которое способно предсказывать наступление астматического приступа у детей за несколько дней до того, как он произойдет, тест для определения генетических причин болезни сердца и быстрый неинвазивный тест для определения возможности отказа сердечного трансплантата.

Виртуальное здравоохранение

Рынок телемедицины по прогнозам исследовательской фирмы IHS достигнет в 2018 году объема в $1.9 млрд. Эти технологии считаются особенно полезными для проведения консультации со специалистами, которые во многих местах просто отсутствуют, улучшая возможности доступа к профессионалам в сфере поведенческого здоровья или получения консультационной помощи после возврата из больницы. Это и помощь для больных хроническими заболеваниями, советы по лечению наиболее часто встречающихся заболеваний, что очень полезно особенно тогда, когда альтернативой является поездка в ближайшую больницу, находящуюся за много километров от дома.

Правда, и здесь существуют проблемы, с некоторыми из них врачи сталкиваются только сейчас. Например, отсутствие протокола, описывающего возможность использования информации, например, об ушной инфекции, больном горле и т.п., полученной при помощи цифрового отоскопа, стетоскопа или смартфона, обладающего функциональностью измерения ЭКГ.

Возрастающая роль специалистов в сфере социального сопровождения в превентивном здравоохранении

В отчете отмечается усиление роли специалистов в сфере социального сопровождения (case management)*, особенно для помощи пожилым людям в соблюдении правил приема лекарств, записи к врачу и его посещении, возобновлении рецептов. Аналитики в качестве примера приводят программу медицинской системы Aetna, которые подключили медсестер, специализирующихся на case management, к работе в клиниках, что позволило на 45% снизить количество госпитализаций и существенно снизить затраты для участников этой программы.

* Кейс-менеджмент (case management) - процесс, в котором объединяется оценка, планирование и помощь в получении услуг, соответствующих потребностям здоровья клиента, осуществляемый посредством общения и поиска доступных ресурсов для достижения качественных и недорогих результатов (определение "Общества кейс-менеджмента Америки").